Готовы немного поиграть? Составьте как можно больше слов из загаданного слова. Слово: произведение Механика та же: используйте только буквы из загаданного слова и не забудьте написать результат в комментариях. Одно полученное слово = один комментарий. Начинаем!
    2 комментария
    0 классов
    Давайте поотгадываем произведения русских классиков, зашифрованные в эмодзи? Пишите в комментариях цифру и через тире название произведения и фамилию автора. Начинаем!
    3 комментария
    0 классов
    Готовы немного поиграть? Угадайте название города из нашей области по первой букве эмодзи. Пишите свои ответы в комментариях!😉 Начинаем!
    1 комментарий
    0 классов
    А знаете ли вы русских классиков «в лицо»? Отгадайте, что за писатель изображён на портрете. Пишите свои ответы в комментариях!
    1 комментарий
    0 классов
    А мы к вам с новой викториной «Угадайте художника по картинам»! Небольшая подсказка: в 1898 году художник получил звание академика и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ждём ваши ответы в комментариях!
    1 комментарий
    1 класс
    1 комментарий
    42 класса
    Краеведение. Узнаете тайны топонимики нашего края - узнаете его историю. Г.А. Сомова, Т.А. Сомова (поселок Дубрава Дальнеконстантпновского района Нижегородской области) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И МОРДВЫ-ТЕРЮХАН И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТОПОНИМИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Этнокультурное наследие терюхан – предков большинства современных жителей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области – один из аспектов формирования «собственного лица» нашей местности. Терюхане проживали компактно только на этой территории, это – «культурная данность», историческое наследие нашей малой родины. В первой половине ХХ века терюханский язык сохранялся во многих селениях, и до сих пор некоторые пожилые люди помнят свое наречие. А самобытное традиционное знание, выраженное в фольклоре, обряде, обычае и пр. сохраняется ещё столетия после утери коренного языка, просто переходя на язык титульного этноса (русский). Ещё более длительное время сохраняются элементы языка в топонимах. Они могут более красноречиво и достоверно указать на то, где и какие народы проживали, как расселялись – сплошь или местами (очагами), как происходило их взаимовлияние. Историко-географические условия территории отображает топонимика. Но с поиском происхождения того или иного названия следует быть достаточно осторожными. Поэтому мы делали свои выводы, опираясь на исследования доктора филологических наук Л.А.Климковой, доктора филологических наук Н.В. Морохина, руководителя Лаборатории этноэкологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова О.А. Захаровой, знания краеведов и местных жителей. Кроме того, мы использовали материалы древних документов, археологические и исторические данные. Исследуя официальные названия населенных пунктов, мы обратились к книге Н. Морохина «Наши реки, города и села», написанной в форме словаря и изданной в 2007 году, и, сопоставляя с перечнем населенных пунктов района, выделить топонимы, имеющие характерные черты языков народов, издревле населяющих территорию нашего района. На карте Дальнеконстантиновского района имеется 6 топонимов (Симбилей, Трухлей, Чуварлей, Сарлеи, Кажлейка, Вармалей), включающих эрзянские топоосновы и гидроформант «- лей» - «овраг, ручей». Для более точного определения принадлежности топонима необходимо собрать о нём как можно боьше сведений: археологических, исторических, лингвистических. Так мы анализировали топоним Симбилей. Вариант Симбилей находим на современной карте Нижегородской области, в словаре Н.В. Морохина. Вариант Симбилеи отображен на дорожном указателе, в речи местных жителей, на карте Нижегородской губернии 1895 года. Однако на карте Нижегородского наместничества мы находим Синбилеи. По свидетельству местных жителей, ещё в 1970-х годах можно было слышать и такой вариант: «Пойдем в Синбелеи на почту. Нам казалось, что они неправильно говорят, потому что старые.» ( Записано от Сомовой Татьяны Александровны, 1955 года рождения, Сомовой Г.А. в 2009 году). В словаре Н. В. Морохина находим две предполагаемые топоосновы данного названия: от эрзянского «симб» - «овраг», также связано с эрзянским корнем «цимбельдемс» - «блестеть». В документе «Владетельные села и деревни в 1619 г.» ( НГУАК 1905 г. том 6,отд. 3 , стр. 22-26) читаем: « деревня Синбилеи мордовские», «другая деревня Синбелеи». Встречаем там же и другой вариант: Старые и Новые Синбилеи. Местные краеведы утверждают, что Старые Синбилеи – это деревня Староселье. Такое название рядом с названием Синбилеи мы встречаем на карте Нижегородского наместничества. Кроме широкораспространенного топоформанта «-лей» встречаем в топонимах нашей местности не менее распространенный - «кужо» - «поляна» в вариантах – куж, - куш, - гуш в топонимах Кужадон, Кужутки, Маргуша, Кажлейка. В первых двух топонимах топоформанта «-кужо», предположительно, стала топоосновой. Древний финно-угорский формант «-дон» - «река» присутствует в названиях Кужадон, Сарадон. Немало на карте современного Дальнеконстантиновского района и названий, происходящих от мордовских имён - 12 патронимов: Арманиха, Майморы, Лапшиха, Борцово, Сескино Б. и М., Румстиха, Суроватиха, Помра, Камаиха, Тепелево. Эти названия мы выделили, опираясь на исследования Н.В. Морохина Местные легенды или древние исторические документы, а также записки краеведов помогают найти значение некоторых топонимов, в нашем случае – места проживания мордвы-терюхан. Лазазейский мордовский могильник VII – VIII веков, сарлейский могильник ХII – ХVIII веков, несколько обнаруженных, но ещё не исследованных мордовских могильников, священные рощи, например, у деревни Макраша или селаТатарское, свидетельствуют так же что данные места были заселены мордвой-терюханами. Некоторые современные названия сел и деревень являются русскими. Но находим древнее название и констатируем, что, например, село Богоявление называлось Инелей. Такие населенные пункты нашего района, как Пица Б.иМ., Миянг, Сечуга, Устама, называются по местоположению у речки с аналогичным названием, имеющим финно-угорскую топооснову или топоформант. Таким образом, из 98 населенных пунктов Дальнеконстантиновского района, указанных в справочнике «Нижегородская область. Административно-территориальное деление.(На 1 января 1992 года» 44 топонима можно этимологизировать как мордовские (эрзянские, финно-угорские). Известен тот исторический факт, что для обрусения мордвы создавали русские поселения. Так среди топонимов с мордовским формантом «- кужо» - «поляна» есть русские названия Белая Поляна, Хмелевая Поляна, Малая Поляна, Гремячая Поляна. Возможно, это один из очагов расселения русских среди мордвы, а названия отражают рельеф местности уже на русском языке. В воспоминаниях жителя деревни Кужутки А.М. Бочкова, записанных в 1918 году и опубликованных в 2009, читаем: «По правую сторону реки Озерки и севернее реки Пустерь стоят села и деревни уже с русским населением , и идя от них, Кужутки являются первой мордовской деревней. Река Озерка является как бы границей между мордвой и русью; русские так и звались – заозерские». Действительно,восточнее территории Дальнеконстантиновского района находим топонимы с характерными для славянской топонимики формантами – -ин, -ино, -ово, -ево, -иха и др. а вот правее реки Озерки, откуда, по словам местного краеведа А.М. Бочкова, начиналась «русь» и расположены села, которые можно считать пограничными между «русью» и «мордвой». Наиболее древние из них – села Новое и Жедрино (в справочнике административно-территориального деления указаны как село Новое и село Новое Жедрино). В древнем документе «Владетельные села и деревни в 1619 году» читаем, что «владелец Микита Савич Жедринский» владел селами «Новое, деревней Саракуша Иванищевы, деревней Полежайка». Обратимся к современной микротопонимике в этих селах, поскольку названия ручьёв, колодцев, ключей, горок, балок, оврагов, деревенских улиц, порядков, известных на пограничной территории и в большинстве только местными жителями, могут оказаться древними названиями самостоятельного географического объекта. Как, например, мы предполагаем, что деревня Саракуша, принадлежавшая Никите Жедринскому, стала одной из улиц современного села Жедрино и соответствует топониму от эрзянского «сэрей» - «высокая» и «кужо» - «поляна». Другой порядок в селе Жедрино называется Курмыш. Географическое расположение обоих соответствует микроойкониму. Микроойконимы села Новое имеют русскоязычные элементы: Выселки, Красный порядок, Черный порядок, Верхняя Костылиха, Нижняя Костылиха. Микрооронимы обоих сел имеют сходную этимологию: Овраг, Крутой враг, Красный враг, Винный враг, Первый(Второй, Третий) враг. А вот вершины называются так: Елево, Бойцово – в селе Новое; Бурцево, Городищи – в селе Жедрино. « Городищи-то? Там орешнику много растёт, его рубили изгородь городить»(Записано от Осиповой Марии Павловны, 1929 года рождения, Сомовой Т.А. в 2009 году). Географически Бурцево и Городищи находятся рядом и, возможно, следует заняться поиском не только лингвистического, но исторического и археологического материала, дошедшего до нас в этих микрооронимах. Названия колодцев и родников – микроспелеонимы – в селе Новое заставляют задуматься о взаимодействии языков, поскольку наряду со славянскими, «очеловечивающими» природу, названиями Сикун, Шуравка находим родник-колодец Галиндейка. Горка, по которой спускаются к этому колодцу за водой, тоже называется Галиндейка. Так же называется и речушка, вытекающая из этого колодца. Горка с другой стороны оврага называется Яла. Овраг как бы рассекает село на два порядка до половины, создавая впечатление лежащего на земле великана. О чем свидетельствуют эти названия? О том ли, что по селу проходил старый тракт из Булгарского царства в Городец и названия отражают язык протоболгар? Или же это следы языка мордвы? даже лингвисты, к которым мы обращались за консультацией, не смогли дать однозначного ответа. Или речка Батманка? О языке какого народа бережно сохраняет память? О чем свидетельствуют непонятные прозвища новских мужиков Лашкан и Башаран? Изучение топонимики помогает найти ответы на множество вопросов исторического, археологического, лингвистического характера. Но, на наш взгляд, одним из главных является то, что, проживая вместе, одни народы могут уважительно относиться к ценностям других народов. Явление взаимопроникновения языковых культур исторически доказано. И, возможно, не стоит, с одной стороны, ускорять процесс рождения универсального языка, а с другой стороны, не стремиться к разделению языков. История ведь не терпит суетливости. #краеведение #МордваТерюхане
    26 комментариев
    7 классов
    Ну что, все справились с загадкой? Делимся правильными ответами!
    6 комментариев
    0 классов
    Ну что, все справились с загадкой? Делимся правильным ответом на загадку с тенью. Максим Горький – известный нижегородский писатель. А какое произведение Максима Горького ваше самое любимое?
    1 комментарий
    0 классов
    Немного устали кататься на лыжах и ходить на каток? Самое время взять в руки книгу! Если у вас романтическое настроение, рекомендуем начать читать или перечитать первый в России роман в стихах «Евгений Онегин», работа над которым была завершена в Болдино. А если хочется погрузиться в прозу, не забудьте про нашего нижегородского писателя Максима Горького. Как подобрать книгу по душе и выработать свой собственный литературный вкус смотрите в нашем видео.
    2 комментария
    1 класс
Показать ещё