Предыдущая публикация
http://lezgistan.tv/novosti/24-yanvarya-den-razdeleniya-lezginskogo-naroda/
http://lezgi-yar.ru/news/nachalos_istoricheskoe_voskhozhdenie_na_ehlbrus_foto_video/2015-12-09-3878Флаг
http://flnka.ru/glav_lenta/9600-flnka-provodit-opros.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Курахском районе Дагестана.
По легендам, которые дошли
до нас, первоначально село
называлось Кура.
Приблизительно возраст его
около 2000 лет. Об этом
свидетельствуют
многочисленные
и старинные
могилы, захоронения.
Чтобы защититься от местных
и чужеземных врагов предки
квардалцев село построили на
скале.
Одна тропинка шла в
село. И она находилась под
постоянным контролем у
дозорных села. Для
неприглашенных путь в село
преграждали огромные
ворота из дубового дерева.
Ворота охраняли специально
обученные люди. Кроме этого
за окрестностями села
следили с высокой башни.
Были и естественные
преграды для врагов —
ущелья. Все это позволяло
квардалцам хорошо
защищаться от неприятелей.
По рассказам старожилов,
основателями села являются
представители тухума
Башунаяр. Не зная подробной
географии, старшие
поколения передавали из уст
в уста происхождение тухума.
По словам старейщин
Башунаяр пришли и основали
село не от хорошей жизни ...ЕщёКварда́л (Курдал) — село в
Курахском районе Дагестана.
По легендам, которые дошли
до нас, первоначально село
называлось Кура.
Приблизительно возраст его
около 2000 лет. Об этом
свидетельствуют
многочисленные
и старинные
могилы, захоронения.
Чтобы защититься от местных
и чужеземных врагов предки
квардалцев село построили на
скале.
Одна тропинка шла в
село. И она находилась под
постоянным контролем у
дозорных села. Для
неприглашенных путь в село
преграждали огромные
ворота из дубового дерева.
Ворота охраняли специально
обученные люди. Кроме этого
за окрестностями села
следили с высокой башни.
Были и естественные
преграды для врагов —
ущелья. Все это позволяло
квардалцам хорошо
защищаться от неприятелей.
По рассказам старожилов,
основателями села являются
представители тухума
Башунаяр. Не зная подробной
географии, старшие
поколения передавали из уст
в уста происхождение тухума.
По словам старейщин
Башунаяр пришли и основали
село не от хорошей жизни .
Раньше они жили на хороших
землях, но в те далекие
времена попали под натиск с
двух сторон большими
народами с одной стороны
сурх1ар (аварцы) с другой
яхулар (лакцы). Потихоньку
притесняя народ в горы
отнимая хорошие земли, эти
два народа как-бы на
перегонки старались ухватить
земли и подчинить народ под
себя . В то время многие из
этого народа давая отпор
захватчикам , но не
выдерживая сильного натиска
вынуждены были покидать
родные места и уходить в
более спокойные земли. Взяв
арбу с пожитками они
уходили кто куда, единого
направления не было ( кто
обосновался на територии
Рутула кто Агула некоторые
ушли к лезгинам, были и те
кто ушли в северный
Азербайджан. Так наши
предки и основали село
Курдал (Квардал -
современное название).
Сохранилось устное описание
тех мест откуда прибыли
основатели села - тухум
Башунаяр: "Если идти от
Курдала (Квардала) по
направлению через Агулы в
Авар-дере (територия
населенная аварцами), где
соприкасаются два народа
лакцы и аварцы там и были
наши земли. Название тухума
происходит от одноименной
горы вблизи которой они
жили".
проанализировав те данные
которые дошли до нас,
подняв архивные документы
пришли к выводу ,что тухум
Башунаяр пришел из
нынешнего Чародинского
района в котором и до сих
пор проживает народ
говорящий на
лезгиноязычном диалекте,
народ тот - аршо или
арчинцы, которые не
потеряли своего языка.
Численность носителей языка
в настоящее время около
1000 человек, они знают свой
родной язык, аварский и
лакский.
После тухума Башунаяр в
Квардале поселился тухум
Кацахар. Говорят, что они
прибыли в горы из вилаята
Шам. Со временем тухум
Кацахар разъединился на
тухумы — Кацахар и
Махмудар.
Попозже в Квардале
оказались тухумы Кужаяр (из
Лакии) и Мирзаяр (из сел.
Ашты), и Бугаяр (из сел.
Буркихан). Эти пять тухумов
существуют до сих пор и
живут дружно. 250—300 лет
назад в селе жил ученый муж
Раджаб, который занимался
астрономией, философией,
биологией. Он из рода Кужаяр.
Надо отметить, что в роде
Кужаяр было много
образованных людей.
Почитаемым...ЕщёВ настоящее время
проанализировав те данные
которые дошли до нас,
подняв архивные документы
пришли к выводу ,что тухум
Башунаяр пришел из
нынешнего Чародинского
района в котором и до сих
пор проживает народ
говорящий на
лезгиноязычном диалекте,
народ тот - аршо или
арчинцы, которые не
потеряли своего языка.
Численность носителей языка
в настоящее время около
1000 человек, они знают свой
родной язык, аварский и
лакский.
После тухума Башунаяр в
Квардале поселился тухум
Кацахар. Говорят, что они
прибыли в горы из вилаята
Шам. Со временем тухум
Кацахар разъединился на
тухумы — Кацахар и
Махмудар.
Попозже в Квардале
оказались тухумы Кужаяр (из
Лакии) и Мирзаяр (из сел.
Ашты), и Бугаяр (из сел.
Буркихан). Эти пять тухумов
существуют до сих пор и
живут дружно. 250—300 лет
назад в селе жил ученый муж
Раджаб, который занимался
астрономией, философией,
биологией. Он из рода Кужаяр.
Надо отметить, что в роде
Кужаяр было много
образованных людей.
Почитаемым в селе алимом,
арабистом был и Али из рода
Кужаяр. К сожалению, после
Октябрьской революции его
арестовали и до сих пор
сельчанам ничего не известно
о его дальнейшей судьбе. В
Квардале творил и служил
горцам еще один
представитель Шама шейх
Ибрагим-Халил. До сих пор
сохранились остатки дома, где
жил этот крупнейший ученый
и арабист. В честь него были
названы лес, поля.
Также почитаемым местом
сельчан и других людей
является и зиярат-пIир шейха
Ибрагим-Халила. Кроме
данного зиярата в Квардале
есть еще 4 пIира. За
последние 70 лет квардалцы
стали свидетелями больших
изменений, которые
происходили в селе и в
районе.
Десятки горцев и горянок
получили высшее
образование. Являясь
специалистами своего дела
они трудятся и за пределами
республики, в странах СНГ.
Сельчане пользуются
электроэнергией, телефонной
связью, в селе работают
учреждения культуры,
образования.
Али - ученый арабист.
Иса - ученый арабист.
Булу
- мулла мечети, мастер -
строитель.
Кевсер - поэтесса.
Казим
Бегеев — мастер-
строитель.
Курбан
Букаров — работал
нач. отдела в министерстве
соцобеспечения ДАССР,
известный экономист.
Адам
Гаджиев — военный
врач, служит на Камчатке.
Братья
Рамазановы —
предприниматели,
односельчанам
постоянно
оказывают
благотворительную помощь.
Эвесуллах
Тагиров —
предприниматель.
Хидирнаби
Османов - работал
директором Ашхабадского
ремонтного завода.
Гамзат
Османов - заместитель
начальника управления ГО ЧС
г. Махачкала, «Заслуженный
работник муниципальной
службы РД».