Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши на протяжении 40 лет были неотделимы друг от друга. Они могли находиться по разные стороны океана, но незримо находиться рядом. Талантливую актрису и блестящего модельера на протяжении нескольких десятилетий связывали тёплые дружеские отношения, и после смерти Одри Хепбёрн Юбер де Живанши почувствовал себя настолько опустошённым, что просто не смог остаться в профессии…
Одри Хепбёрн к моменту своего самого первого визита в модельный дом де Живанши уже была известна в Америке. Молодая актриса уже сыграла свою первую звёздную роль в «Римских каникулах», однако во Франции о восходящей американской звезде ещё не знали, да и фильм во французском прокате появился несколько позже. Тогда, в 1953 году, перед съёмками нового фильма «это была «Сабрина» Одри предложили самой отправиться во Францию и подобрать несколько костюмов для своей роли. Вообще-то костюмером ленты была Эдит Хед — законодательница мод в Голливуде, получившая десятки номинаций на «Оскар» и несколько золотых статуэток, но решение киностудии было логичным: по сюжету главная героиня фильма, небогатая и неуклюжая девушка из США, уезжает в столицу моды учиться и возвращается домой блистательной красавицей.
«Все, что я видела из работ молодого Юбера, приводило меня в восторг, он создавал свои костюмы и платья именно в том стиле, который так нравился и так шёл мне!» — напишет Одри позже. Когда перед поездкой Эдит спросила её, почему она выбрала именно этого модельера, актриса ответила: «Я видела его модели, они точь-в-точь такие же, как я ношу сама».
А вот Юбер де Живанши совсем не ждал Одри Хепбёрн.
Спустя много лет он будет так рассказывать эту историю: «Мне позвонили из Голливуда и сказали, что актриса по фамилии Хепбёрн приедет подбирать костюмы для нового фильма «Сабрина». Я, разумеется, ожидал увидеть Кэтрин, которая была куда более знаменита в то время. И каково же было моё удивление, когда в студию вошла тоненькая большеглазая брюнетка в узких брючках, белой блузке и балетках.
В ней не было ни капли величественности её однофамилицы».
Так началась многолетняя дружба, которая превратила Одри в икону и возвела Живанши на пьедестал недостижимой высоты. «Я думаю о нём не как о дизайнере или костюмере, – говорила Хепбёрн, – скорее как о своём психотерапевте. Когда надеваю созданное им платье, всегда чувствую себя лучше. Впрочем, его советы про жизнь тоже принимаю с большой благодарностью».
⠀
Благодаря выбранным Одри нарядам «Сабрина» вошла в историю моды. Среди них был костюм, в котором героиня приезжает домой из Парижа, и чёрное платье для коктейля с бантиками на плечах с четырёхугольным вырезом, который стали называть «Сабрина-декольте».
Но главным нарядом фильма стало платье, в котором Сабрина появляется на семейном вечере по приезде из французской столицы — белое, вышитое чёрным шёлком, со съёмным шлейфом.
⠀
Неудивительно, что «Сабрина» завоевала «Оскар» — за лучшие костюмы. Вот только статуэтку получил не Юбер Живанши, а Эдит Хед, сшившая для главной героини только одно платье — то, в котором она появляется в самом начале, в образе неуклюжей девочки. Легендарная голливудская костюмер даже не упомянула Живанши на вручении премии. Не было его имени и в титрах фильма. Но, не получив за ленту главной кинематографической награды, Одри Хепбёрн и Юбер Живанши выиграли куда более ценный приз: дружбу на всю жизнь и партнёрство на несколько фильмов.
⠀
«Кто из женщин не мечтал станцевать с великолепным Фредом Астером? Наверное, только те, кто вообще не знает, кто это такой. А демонстрировать наряды Юбера Живанши? Те, кто пока в пелёнках, а модели пелёнок Юбер не создаёт», — так Одри Хепбёрн писала о съёмках в фильме «Забавная мордашка».
Роль в ленте о том, как продавщица из книжного магазина стала лицом модного журнала, подходила Одри, ведь она и сама была интеллигентной, умной и сдержанной девушкой, неожиданно для себя ставшей законодательницей мод. А Юбер Живанши на этот раз получил «Оскар» — правда, разделив его всё с той же Эдит Хед.
⠀
Фильм «Завтрак у Тиффани» Одри называла своей визитной карточкой. А визитной карточкой самого фильма стало чёрное платье, созданное Живанши для прекрасной, легкомысленной героини.
С тех пор это платье стало одним из легендарных нарядов Голливуда. Именно этот фасон маленького чёрного платья признан классическим. А главный образ Холли Голайтли — длинный мундштук, платье и диадема — узнаваем до сих пор, хотя с момента выхода фильма прошло уже более полувека. В 2006 году это платье было продано на аукционе почти за $1 млн.
⠀
Другой знаменитый образ Холли — ярко-оранжевое пальто. Именно в нем она заходит в «Тиффани» с $10 в кармане, а бежевый тренч, в котором Холли ищет своего кота под дождём в финале фильма — культовая вещь, которую и сегодня можно встретить и на страницах модных журналов, и на модных горожанках. Не зря, узнав о съёмках этой ленты, Живанши сказал Одри: «Ты будешь одета, как стиляга». Но актриса, даже доверяя своему модельеру, немного сомневалась: ей было 36, и она не считала для себя подходящей молодёжную моду. Однако, увидев рисунки, сразу поняла: если съёмки сорвутся, она закажет это для себя лично. «Я сделаю тебе такие костюмы, которые будут копировать на улицах тысячами», — сказал кутюрье. «И он не ошибся, копировали и впрямь — от костюмов до ночной сорочки и шляпы в форме каски с большими очками», — писала Одри. И хотя комедия удалась, некоторые ходили на фильм снова и снова лишь для того, чтобы разглядеть наряды.
«Такие фильмы не получают «Оскаров», но становятся любимыми на долгие годы», — впоследствии напишет актриса.
Она всегда выглядела удивительно стильно и элегантно, её украшения идеально сочетались с костюмами и платьями. И даже причёску актриса соглашалась изменить, только посоветовавшись с Живанши. Немудрено, что этот её образ и стиль пытались копировать миллионы женщин из разных стран. У Живанши к тому времени уже было множество богатых и влиятельных клиенток, в том числе Жаклин Кеннеди, однако именно Одри стала его музой, его вдохновением и его другом.
Уже через год после знакомства модельера и актрисы в его ателье появился манекен Хепбёрн. На нём подгоняли по фигуре все звёздные наряды и их не разу не приходилось перешивать. Как не пришлось ни разу переделывать и сам манекен - актриса сохраняла фигуру на протяжении всей жизни. Юбер Живанши одевал актрису и в кино, и в жизни.
В январе 1957 года кутюрье создал свой первый аромат и вручил его Одри. Это было несколько неожиданно: и актриса, и её тогдашний супруг, актёр Мел Феррер, слегка напряглись, когда за ужином кутюрье протянул ей небольшую коробочку. «Эти духи для тебя, Одри. Мы их так и назовем — L’interdit (с французского - «запрет»). Пока они будут только у тебя, если тебе, конечно, нравится. В продажу поступят ещё не скоро». И хотя модельер хотел запустить духи в продажу к концу года, Одри запретила это делать: 5 лет ароматом пользовалась только она. «Юбер точно знал, как должна пахнуть женщина, носящая его одежду! — писала актриса. — Духи просто божественны, их запах стал моей визитной карточкой».
⠀
Спор о сотрудничестве с Живанши, по словам Одри, стал последней каплей, окончательно испортившей её отношения с первым супругом. Мел Феррер вместе с агентом актрисы решили, что она слишком много рекламирует модный дом, ничего не получая взамен. Не предупредив её, они поговорили с финансистом марки, и в результате Живанши сам позвонил Одри и пообещал заплатить ей нужную сумму и даже заключить договор. Одри ничего не поняла, а после объяснений просто разрыдалась…
«Я лепетала, что ничего об этом не знала, что никого о таком не просила, что вообще не желаю разговаривать на тему денежных отношений между нами и просто попросила оставаться моим другом, и только другом…», — писала она. Живанши понял, что это было сделано без её ведома, и больше они об этом никогда не вспоминали. А вот Одри так и не забыла мужу попытку вмешаться в её отношения с другом…
⠀
«Он хорошо принимал моих мужей, понимая, что право выбора мужчины всегда за мной», — рассказывала Одри о своём друге. И всё же он был против, когда она, разведясь с супругом, собралась замуж за собственного психиатра Андреа Дотти, у которого лечилась от депрессии. Он даже сказал, что не станет шить ей свадебное платье, от чего Одри расплакалась. «Нелепо будет выходить замуж во второй раз в фате и со шлейфом, — пояснил кутюрье. — Мы сделаем тебе наряд, о котором будут долго говорить». И действительно, тот наряд — короткое розовое платье и платок на голове — стали копировать очень многие.
«На какое-то время шляпники просто остались без работы, невесты всей Европы вместо фаты бросились покупать платочки!» — писала актриса.
⠀
Когда Одри стала послом ЮНИСЕФ, Живанши сказал, что она может ввести моду на благотворительность. Поначалу актрису ужаснули эти слова. Но модельер объяснил: люди, так любящие видеть её на экранах, будут подражать ей не только в стиле одежды, но и в благих делах. «Если я и получала несколько раз звание иконы стиля и бывала избрана в Зал славы моды, то это благодаря Юберу Живанши. Конечно, я надевала и работы других кутюрье, например, той же Коко Шанель, но мой стиль — это Живанши! Причём он не просто человек, создающий мой образ, он человек, создающий меня саму. Юбер - Друг с большой буквы, он всегда поймёт и поддержит, что-то посоветует, чем-то поможет», — писала Одри Хепбёрн в своей книге, в которой целую главу посвятила дружбе с модельером.
⠀
Юбер всегда был рядом с Одри. Не оставлял он её и во время болезни. Его муза мучилась от страшных болей, а он стойко держался рядом с ней и, лишь закрывая за собой дверь, не мог сдержать слёз…
Было очевидно, что Одри уходит, а он не в силах был удержать её в этом мире. Но Живанши по-прежнему был готов исполнить любое её желание. Когда Одри захотела побывать в Швейцарии совсем незадолго до смерти, он прислал за ней частный самолёт, позаботившись об удобстве актрисы. В те дни она подарила ему тёплую куртку и сказала: «Носи её, когда тебе будет особенно грустно, она придаст тебе сил». И 20 лет спустя дизайнер со слезами на глазах уверял, что магия Одри работает по сей день.
⠀
Её не стало в январе 1993 года. После ухода своей музы Юбер де Живанши совершенно не мог творить. Словно она забрала с собой всё его вдохновение. В 1995 году он передал управление модным Домом дизайнеру Джону Гальяно и уединился в загородном доме. Лишь в 2015-м Живанши нарушил своё многолетнее молчание, издав книгу эскизов тех костюмов, что когда-то создавал для своей музы. Перелистывая страницы с собственными рисунками, Живанши будто бы вновь и вновь проживал каждую встречу со своей «малышкой Одри»... Юбер де Живанши ушёл из жизни в марте 2018 год, пережив свою музу на 25 лет...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев