Молокане или духовные христиане, живущие в Самарской области, не имеют молебного дома и с удивлением рассказывают о том, что в передаче о русских молоканах в Мексике услышали имена однофамильцев — не родственники ли они? Здесь помнят Льва Толстого как защитника верующих, неоднократно общавшегося с их предками. Путь до Ясной поляны не близок, но вряд ли он сложнее пути к Богу, который члены общины совершают уже больше века.
Молокане подвергались гонениям сначала в годы царской власти, как особо опасные сектанты, потом при строительстве атеистического государства на территории бывшего СССР. В начале XIX века молокан переселяли в Закавказье. Молоканские общины до сих пор можно встретить в Азербайджане, Грузии и Армении. В начале XX века многие эмигрировали. Молоканские поселения есть в США, Мексике, Канаде, Новой Зеландии.
В Самарской области сохранилось несколько деревень, жители которых причисляют себя к молоканам. Сел Богдановки и Трофимовки нет в списке молоканских поселений, жители этих деревень не знают молокан за пределами своих дворов. Других молокан они никогда не встречали, поэтому им не с чем соотнести свою веру. Их верования покоятся исключительно на традициях предков, на памяти о них.
В село Богдановка Самарской губернии основная масса людей, считавшая себя молоканами, переселилась в XVIII веке из Моршанского уезда Тамбовской губернии.
Искренняя любовь к труду — отличительная черта молокан. Уже при въезде в село замечаешь чистоту улиц, аккуратные палисадники, ровные заборы, крепкие крыши. Несмотря на вечер выходного дня, повсюду идет работа — кто-то чинит крышу, кто-то несет воду, кто-то пропалывает огород. Никто не сидит без дела.
Люди очень дружелюбные, поэтому православные легко уживаются с молоканами на протяжении вот уже нескольких веков. При этом в Богдановке есть разделение участков улиц и кладбищ по вероисповеданию. Еще более это разделение выражено в деревне Трофимовка, где издавна существовало 3 бока, или стороны, — русский бок, молоканский бок и мордовский. На русском боку жили православные, на других проживали преимущественно молокане.
Лев Николаевич Толстой был владельцем имения в 10 км от деревни Патровка Бузулукского уезда, который входил в состав Самарской губернии. Он очень близко общался во время своего пребывания в нем с местными молоканами. Молоканское движение в Самарской губернии было очень сильным. Как писал известный исследователь российского сектантства А.С. Пругавин, в Самаре в конце XIX в. во главе молокан стоял Аким Федорович Светов. Он был потомком Семёна Матвеевича Уклейна, основателя молоканской веры.
А.С. Пругавин в статье "Лев Толстой и самарские молокане" пересказал свой разговор со священником деревни Патровка: "А что же делает граф Лев Николаевич Толстой? Ведь он здешний помещик, крупный землевладелец… Он здесь у всех на виду. Можно сказать, он первый человек в нашей округе… А вы видите как он поступает? В церкви православной порога не переступил, глаз не показал, а в моленную к молоканам приехал. И целый день с молоканами: у них обедает, у них чай пьет… Как будто это не пристало его сиятельству? Ведь что теперь православный народ подумает? Что скажут наши прихожане?"
Лев Толстой в письме к жене, Софье Андреевне: "Интересны молокане в высшей степени. Был я у них на молении, присутствовал при их толковании Евангелия и принимал участие, и они приезжали и просили меня толковать, как я понимаю; и я читал им отрывки из моего изложения; и серьезность, и интерес, и здравый, ясный смысл этих полуграмотных людей — удивительны".
Лев Толстой в 1873 году, во время сильного голода, побывал в окрестных деревнях, в том числе в Богдановке. После он опубликовал письмо в газете "Московские Ведомости", которое помогло собрать для голодающих крестьян Самарской губернии более 1 миллиона рублей. Благодаря его стараниям, крестьянам удалось спастись от голода и в 1899 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев