— У нас нет креста. Свинину не едим, спиртного не пьем совсем. И мы никогда не крестимся, не кладем креста. Постов у нас тоже нет. Отмечаем некоторые христианские праздники — Благовещение, Покров, Пасху, Рождество.
Молокане всегда крепко держались своего братства, жили семьями, обосновывались прочно, на века. После революции молокане организовали коммуну "Всемирное братство" для коллективного сельского хозяйства, а в 1987 году после его реорганизации все снова вернулись в Богдановку.
— Поселок Озерный назывался "Всемирное братство", он просуществовал до 1987 года. Там собрались работные люди, мастеровые. Даже православные там были. Это очень дружный поселок был. Там было 30 дворов. Все молокане, одна семья мормонов, еще семьи 3 были православными. До сих пор встречаемся как родные.
Молокане исконно отвергали церковные обряды, поклонение рукотворным иконам. Не ели свинину и не соблюдали постов. Некоторые считают, что употребление молоканами молочных продуктов в пищу круглый год, без оглядки на церковные запреты и послужило появлению такого названия. Сами же молокане склонны считать, что название их религии произошло из Библии: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Петра 2:2). Попытка понять истинное слово библейского текста и оживить его, сделать доступным с помощью духовных песен, наложенных на понятный мотив народной песни, помогал приблизить слово божье к крестьянской среде.
Отсутствие чинопочитания и иерархии, свойственной многим другим христианским вероучениям сделало молоканство истинно народной интерпретацией христианства. В некоторых молоканских общинах есть пресвитеры, старейшины, ведущие духовные встречи, но в Богдановке и Трофимовке, возможно, в силу отсутствия связи с другими молоканами, отсутствует и должность руководителя общины, пресвитера. Местом проведения собрания верующих здесь всегда становился дом человека добропорядочного, известного своими благими делами среди молокан. Поэтому молоканская проповедь не похожа на проповедь в православном храме. Сказать свое слово о Боге может любой участник общины, в том числе женщина. Именно женщины в советское время играли объединяющую роль в молоканской среде, сохраняя за собой негласное лидерство.
Отвечая на вопрос, как проходят молоканские собрания, житель Богдановки рассказывает:
— Сейчас мы реже стали собираться. Раньше постоянно встречались — молились, пели, читали Библию. Соседние деревни Малая Малышевка и Дергуновка раньше полностью были молоканскими, и молокане то и дело ездили по дворам. К родителям часто приезжали из соседних деревень. Соберутся все, песенки поют.
Несмотря на добрососедство с православными молокане осознают свою инаковость и гордятся ей. Главное отличие от православных молокане видят в своих песнях. Эти песни пели их отцы и бабушки. Современные молокане продолжают бережно хранить их слова в рукописных тетрадках.
Искренняя любовь к труду — отличительная черта молокан. Уже при въезде в село замечаешь чистоту улиц, аккуратные палисадники, ровные заборы, крепкие крыши. Несмотря на вечер выходного дня, повсюду идет работа — кто-то чинит крышу, кто-то несет воду, кто-то пропалывает огород. Никто не сидит без дела.
Люди очень дружелюбные, поэтому православные легко уживаются с молоканами на протяжении вот уже нескольких веков. При этом в Богдановке есть разделение участков улиц и кладбищ по вероисповеданию. Еще более это разделение выражено в деревне Трофимовка, где издавна существовало 3 бока, или стороны, — русский бок, молоканский бок и мордовский. На русском боку жили православные, на других проживали преимущественно молокане.
— У нас нет креста. Свинину не едим, спиртного не пьем совсем. И мы никогда не крестимся, не кладем креста. Постов у нас тоже нет. Отмечаем некоторые христианские праздники — Благовещение, Покров, Пасху, Рождество.
Молокане всегда крепко держались своего братства, жили семьями, обосновывались прочно, на века. После революции молокане организовали коммуну "Всемирное братство" для коллективного сельского хозяйства, а в 1987 году после его реорганизации все снова вернулись в Богдановку.
— Поселок Озерный назывался "Всемирное братство", он просуществовал до 1987 года. Там собрались работные люди, мастеровые. Даже православные там были. Это очень дружный поселок был. Там было 30 дворов. Все молокане, одна семья мормонов, еще семьи 3 были православными. До сих пор встречаемся как родные.
Молокане исконно отвергали церковные обряды, поклонение рукотворным иконам. Не ели свинину и не соблюдали постов. Некоторые считают, что употребление молоканами молочных продуктов в пищу круглый год, без оглядки на церковные запреты и послужило появлению такого названия. Сами же молокане склонны считать, что название их религии произошло из Библии: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Петра 2:2). Попытка понять истинное слово библейского текста и оживить его, сделать доступным с помощью духовных песен, наложенных на понятный мотив народной песни, помогал приблизить слово божье к крестьянской среде.
Отсутствие чинопочитания и иерархии, свойственной многим другим христианским вероучениям сделало молоканство истинно народной интерпретацией христианства. В некоторых молоканских общинах есть пресвитеры, старейшины, ведущие духовные встречи, но в Богдановке и Трофимовке, возможно, в силу отсутствия связи с другими молоканами, отсутствует и должность руководителя общины, пресвитера. Местом проведения собрания верующих здесь всегда становился дом человека добропорядочного, известного своими благими делами среди молокан. Поэтому молоканская проповедь не похожа на проповедь в православном храме. Сказать свое слово о Боге может любой участник общины, в том числе женщина. Именно женщины в советское время играли объединяющую роль в молоканской среде, сохраняя за собой негласное лидерство.
Отвечая на вопрос, как проходят молоканские собрания, житель Богдановки рассказывает:
— Сейчас мы реже стали собираться. Раньше постоянно встречались — молились, пели, читали Библию. Соседние деревни Малая Малышевка и Дергуновка раньше полностью были молоканскими, и молокане то и дело ездили по дворам. К родителям часто приезжали из соседних деревень. Соберутся все, песенки поют.
Несмотря на добрососедство с православными молокане осознают свою инаковость и гордятся ей. Главное отличие от православных молокане видят в своих песнях. Эти песни пели их отцы и бабушки. Современные молокане продолжают бережно хранить их слова в рукописных тетрадках.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1