Аятом «Обладатели власти» называют 59-ый аят суры «Женщины», в котором сказано: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас».
Данный аят недвусмысленно приказывает мусульманам повиноваться обладателям власти, коими являются безгрешные имамы из пророческого рода. Эта истина вытекает как из небольшого рассмотрения смысла самого аята, так и из многочисленных хадисов, упомянутых в трудах ученых обоих исламских направлений.
Шиитские богословы говорят, что повиновение бывает двух видов:
1. Абсолютное повиновение. Такое повиновение есть повиновение Аллаху и Его Посланнику, когда верующий следует любому предписанию и приказу повелителя, в данном случае Господа миров. Абсолютное повиновение не допускает сомнений и не оставляет места для малейших проявлений ослушания. Таким образом, абсолютное повиновение — это безоговорочное и беспрекословное подчинение.
2. Ограниченное повиновение. Например, подчинение детей своим родителям, жены своему мужу или подчиненного начальству. В этом случае повиновение и подчинение должны соблюдаться до тех пор, пока приказы вышестоящего не противоречат предписаниям Господа. Если, например, родители принуждают своих детей к совершению деяний, противоречащих исламской религии, то они не должны повиноваться родителям.
После этого небольшого вступления необходимо разобрать, какой из двух видов повиновения подразумевается в данном аяте. Абсолютное или ограниченное? Даже беглого взгляда на внешний смысл аята достаточно для того, чтобы понять, что повиновение, упомянутое в данном аяте, является абсолютным. Повиновение обладателям власти соотнесено здесь к повиновению Аллаху и Посланнику, значит, повиновение обладателям власти должно быть точно таким же, как повиновение Аллаху и Посланнику, то есть абсолютным, безоговорочным и беспрекословным. В аяте заключен смысл, что повиновение Аллаху – это повиновение Посланнику и обладателям власти. Повиновение Посланнику – это повиновение Аллаху и обладателям власти. Повиновение обладателям власти – это повиновение Аллаху и Посланнику. Все три структуры безгрешны, безошибочны, и никогда и ни в чем не противоречат друг другу. Никогда двенадцать имамов ни в чем не противоречили предписаниям Аллаха и Посланника Аллаха, ибо они являются хранителями религии и наставниками на истинный путь.
Авторы всех шиитских толкований Корана и многих сборников хадисов указывают на то, что под обладателями власти в данном аяте подразумеваются безгрешные имамы из рода Пророка Ислама. Об этом же говорится в ряде трудов суннитских ученых.
В 1-ом томе толкования Корана Аййаши передается от Имама Бакира (да будет мир с ним), что данный аят был ниспослан в связи с Али и остальными имамами из пророческого рода. В «Аль-Кафи» от Имама Бакира передается следующий хадис: «Всевышний Аллах избрал нас и повелел всем верующим повиноваться нам до судного дня».1
В одном из суннитских хадисов сказано, что после ниспослания 59-ого аята суры «Женщины» некоторые из сподвижников спросили Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «Мы познали Аллаха и Посланника, но кто является обладателями власти?» Пророк ответил им: «Они мои наместники и руководители мусульман после меня. Первый из них Али ибн Аби Талиб, потом Хасан, потом Хусейн. После него Али ибн Хусейн, затем Мухаммад ибн Али. Затем Джафар ибн Мухаммад, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али. После него Махди, тот, имя которого подобно моему имени. Воистину, двенадцатый из моего рода будет сокрыт. Он будет пребывать в сокрытии до тех пор, пока не наступит время, когда от Ислама не останется ничего, кроме названия, и от Корана ничего, кроме названия. В это время
1 Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.276
Всевышний и Всеблагой Аллах разрешит ему выйти из сокрытия, и посредством него оживит Ислам». 1
Имам Хасан (да будет мир с ним) говорил в своей проповеди: «Повинуйтесь нам, ибо повиновение нам обязательно, оно является повиновением Аллаху и Его Посланнику. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». 2
Хаким Хаскани, суннитский ученый, передает следующий хадис: «Пророк сказал: «Моими наместниками являются те, повиновение которым обязательно так же, как повиновение Аллаху и мне. Аллах сказал об этом: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Затем Пророк обратился к Али: «Ты являешься первым из них». 3
Имам Рида (да будет мир с ним), комментируя данный аят, сказал: «Обладатели власти – это потомки Али и Фатимы». 4
Суннитское толкование аята:
Большинство суннитов толкуют аят об обладателях власти не в том значении, в каком толкуют его шииты, так как в суннитском вероучении отсутствует убежденность в том, что обладателями власти являются безгрешные имамы из рода Посланника Аллаха. Сами суннитские ученые не имеют общего мнения относительно того, кто же на самом деле подразумевается в этом аяте под обладателями власти. Поэтому в качестве толкования ими предлагаются различные варианты:1
Каждый правитель, имеющий власть в исламском государстве; 2. Сподвижники; 3. Ученые; 4. Предводители войска и др.
Правота шиитов вытекает как из существования большого количества хадисов, разъясняющих 59-ый аят суры «Женщины», так и после внимательного изучения смысла аята. Помимо того, что в аяте говорится о подчинении обладателям власти, в нем еще указывается на их безгрешность и защищенность от ошибок. Как уже было сказано ранее повиновение обладателям власти в этом аяте абсолютное и беспрекословное, такое же как повиновение Аллаху и Его Посланнику. Каждый, кому верующие обя заны повиноваться подобным повиновением, должен быть защищен от грехов и ошибок в своих предписаниях.
1 Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.117
2 Аль-амали, Шейх Туси, стр.121
3 Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.191
4 Камаль ад-дин, т.1, стр.253
Он должен быть непорочным и безгрешным, никто и ничто не должно воздействовать на него и на его приказы ни снаружи, ни изнутри. В противном случае, если допустить, что обладатель власти не защищен от грехов и ошибок, он может дать ошибочное повеление. И получается, что Аллах приказал мусульманам подчиниться ошибочному повелению, которое противоречит Исламу. Таким образом, если обладатель власти не защищен от грехов и ошибок, то высока вероятность того, что с одной стороны от Аллаха и Посланника будет исходить одно повеление, а с другой стороны от обладателя власти будет исходить другое повеление, противоречащее первому. В результате выходит, что в данном аяте Всевышний Аллах приказывает повиноваться одновременно и истине, и лжи. А подобное просто невозможно, ибо не согласовывается ни с разумом, ни с шариатом.
Никто из людей, перечисленных суннитами в качестве обладателей власти, не является безгрешным и непорочным. Ни сподвижники, ни ученые, ни правители. Таковыми являются лишь Посланник Аллаха и имамы из его семейства, и только они полностью соответствуют внешнему смыслу данного аята. Всевышний Аллах удалил от них внешнюю и внутреннюю скверну, полностью очистил их от грехов и ошибок, сделав их непорочными. Об этом свидетельствует отрывок из 33-его аята суры «Сонмы»: «О ахль аль-бейт! Аллах желает лишь вас избавить от скверны и очистить вас полностью».
Известный суннитский толкователь Корана Фахр Рази в своем труде «Мафатих аль-гейб» этим же путем доказывает, что обладатель власти должен быть непорочным и безгрешным. Но далее он говорит: «Данный аят несомненно указывает на непорочность обладателя власти, но так как непорочного не существует, то аят подразумевает общее мнение ученых, знающих шариат. Если они придут к общему и единогласному мнению, то это мнение является непорочным и безошибочным».
Если, как говорит Фахр Рази, непорочного не существует, то каким образом общее мнение ученых, не являющихся непорочными и защищенными от ошибок, может быть безошибочным и непогрешимым? Да, подобным способом (советом ученых) можно решить некоторые из трудностей исламской общины. Но существуют множество вопросов, в которых ученые никогда не придут к общему мнению. Вопросы власти, внутренней и внешней политики, экономики, национальные проблемы, а также множество других вопросов. Всегда существует вероятность того, что они не придут к общему мнению, а если и придут, то их решение будет ошибочным. В качестве наглядного примера выступает история Ислама и современное состояние мусульман. Всегда среди ученых было множество противоречащих друг другу мнений во всех областях религии, вплоть до того, что даже основные положения Ислама трактуются по-разному. Никогда ученые не приходили к общему и единогласному мнению, с которым согласились бы все стороны. Этот печальный факт присутствует и в наше время, и это является наилучшим свидетельством того, что утверждение о непорочности и безошибочности единодушного мнения ученых не больше, чем утопия.
Аят об обладателях власти можно, верно, истолковать, дополнив его некоторыми пророческими хадисами, имеющимися в авторитетных сборниках. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Я оставляю среди вас двух халифов – Коран и мой род. Они никогда не отделятся друг от друга и присоединятся ко мне возле райского источника».1 В другом его хадисе сказано: «Эта религия будет стойкой, пока будут править двенадцать халифов».2
Также Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто повинуется мне, повинуется Аллаху. Тот, кто не подчиняется мне, не подчиняется Аллаху. Тот, кто повинуется Али, повинуется мне. Тот, кто не подчиняется Али, не подчиняется мне». 3
1 Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.5, стр.181
2 Сахих, Муслим, т.6, стр.3
3 Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.121
📚Познания Шиизма
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев