Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его создания. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый "твердый" фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония.
Китайский фарфор с росписью кобальтом настолько высоко ценился в Европе эпохи Возрождения, что несколько принцев пытались открыть секреты производства этого редкого, экзотического и дорогого материала. Но только во Флоренции под покровительством великого герцога Франческо I Медичи, который сам был химиком-экспериментатором, алхимикам удалось разработать мягкий или как его еще иногда называют "искусственный" фарфор. Произошло это в конце XVI века.
Экспериментальная мануфактура, расположенная во дворце Сан-Марко во Флоренции, существовала между 1575 и 1587 годами под покровительством Франческо I Медичи (Francesco I de Medici, 1541–1587), великого герцога Тосканы. Потребовалось потратить на опыты около десяти лет, прежде чем керамисты добились успеха и научились выпускать мягкий фарфор. В фарфоре Медичи отсутствуют ингредиенты, из которых состоит китайский твердый фарфор. Обжиг мягкого фарфора проводится при более низких температурах, чем твердого, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Поскольку фабрика Медичи постоянно экспериментировала с рецептом состава керамической массы и глазури, ее изделия были не такими тонкими, как настоящий твердый фарфор из Азии и покрыты довольно мутной глазурью с пузырьками.
На стиль росписи фарфора Медичи повлиял декор китайской и османской керамики, но сами формы повторяли очертания современных им точеных изделий из твердого камня и произведений ювелиров. На нижней стороне некоторых предметов фарфора Медичи располагается рисунок купола Брунеллески и заглавная буква F; другие помечены изображением герба рода Медичи.
Гончары Медичи научились выпускать тонкостенную белую керамику с кобальтовым декором, которая представляла собой выдающееся техническое достижение для своего времени. Технологически сложный и дорогой в изготовлении, фарфор Медичи производился в очень небольших количествах, и считается, что производство прекратилось или, по крайней мере, значительно сократилось после смерти Франческо в 1587 году. Фарфор Медичи никогда не был коммерческим предприятием, его иногда дарили в качестве дипломатических подарков.
Известно, что сохранились только пятьдесят девять предметов фарфора Медичи, из которых приблизительно одна десятая находится в коллекции Метрополитен-музея.
Источники:
сайт Метрополитен-музея
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев