«Клятва балтийцев» (1946)
Андрей Мыльников
В начале Великой Отечественной войны автор картины «Клятва балтийцев» Андрей Мыльников вступил в ряды народного ополчения и участвовал в обороне блокадного Ленинграда.
В 1942 году в последней стадии дистрофии он был эвакуирован Самарканд в Узбекской ССР пережитый опыт воплотился в картине «Клятва балтийцев», работу над которой начал в 1944 году после возвращения из эвакуации.
Закончил он его спустя два года, выпускаясь из ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. «Клятва балтийцев» стала его дипломной работой
Своей монументальностью и драматичностью она предварила весь дальнейший творческий путь художника.
С подачи Игоря Грабаря, учителя Мыльникова, на высшем уровне было решено превратить картину в 80-метровое мозаичное панно для 100-этажного Дворца Советов в Москве, грандиозный проект которого так и остался нереализованным,
Сейчас картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
«...Это редкое по своей трагедийности (особенно для той поры) произведение поныне остается значительной вехой не только для его автора.
Крупные темные силуэты матросов, ассиметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу.
В живой стене балтийцев — огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига сдержавших свою клятву.
Здесь, в сущности, — образ-реквием.
Созданное на основе недавних событий, произведение емко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения.
По словам поэта-фронтовика М. А. Дудина, картина "воспринималась как памятник поколению, остановившему темную реку смерти, она воспринималась как разговор о будущем..."
Высоко оценил диплом знаменитый ученый, профессор Н. Н. Пунин:
"Этот холст был не просто картиной <...> такая связь людей на картине с <...> людьми в жизни <...> явление художественного порядка <...> это признак чувства современности"».
Так оценивал картину Анатолий Фёдорович Дмитренко, советский и российский искусствовед, историк искусства.
В работе А. Мыльников живописными средствами талантливо воплотил идею непреклонности советских воинов в борьбе с фашизмом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев