#ДЕНЬ_МАТЕРИ_КАЗАЧКИ
В день этого православного праздника у казаков было принято чествовать казачек. Казаки ценили своих казачек, верных друзей и помощниц во всех делах. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка. Большое значение имела #женщина в казачьей семье как мать и #хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости, и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Казак десятками лет находился на службе и #казачка-#мать воспитывала сама будущих героев: Платова, Бакланова, Бородина и других славных сынов казачества. Казаки никогда не сомневались, что их жены — «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода. Однако, в истории и в литературе принято, по некоторым весьма шатким указаниям, производить казачьих жен от турчанок, гречанок, черкешенок, и т.д. И несмотря на то, что такое мнение опровергается археологией, опровергается историей, опровергается здравым смыслом, его придерживаются и многие казачьи литераторы. Между тем, остатки поселений на казачьей земле свидетельствуют о крепком семейном быте. Памятники говорят о нормальной и цветущей жизни семей в приазовской области Касак и у кочевых народов державы. О том же свидетельствуют русские акты XIII - XIV вв. для Среднего Дона. В XVI в. русские акты вспоминают жен азовских и белгородских казаков. Куда же девались девушки-казачки, приходившие на свет в казaчьиx семьях и возраставшие, как полноправная женская часть казачьего обществе? Была ли нужда искать себе жен на стороне? Среди историков нашлись умники, намекавшие, будто бы казаки уничтожили младенцев женского пола, а жен себе привозили из далеких походов и «ласковым обращением с ними приучали их к совместному сожительству». Свирепые по отношению к собственным детям, они оказались ласковыми с пленницами. И это говорится о тех самых казаках, которые избрали себе неизменной покровительницею Пречистую Деву, которые заботу о вдовах и сиротах возвели в социальный институт раньше многих других народов. Легко создаются досужие фантазия, легко начинают им верить бездумные головы. Как, например, могли бойцы привозить себе жен из набега на Царьград, когда в морских походах почти всегда гибла половина чаек, когда борты уцелевших надо было отягощать остатками экипажей с погибших судов, а не размещать в них прекрасных ясырок. Водка и женщины были строго запрещены в походных колоннах. Надо было состоять в боевой готовности, а не «бабиться» и охранять своих будущих жен от поползновений товарищей. Возможность браков с девушками иного рода отрицать нельзя. Они безусловно случались, но только в виде ИСКЛЮЧЕНИЯ, а не как общее правило.
Казаки и на наших глазах упорно берегли свое племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением, как они избегали браков с иногородними, как недружелюбно принимали в станицах чужеродных казачьих жен, с каким предубеждением относились ко всякому чужинцу. Это отчетливо бросалось в глаза. Обычай не разрешал казачке и идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у казаков «ясырками». Пока казак был на долгой военной службе, его жена вела свое хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в холе своего коня, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень. Иностранец писал: «Дом и особенно стены в казачьем доме содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда». Писатель Л. #Толстой, замечает: «Красота гребенской казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни»; описывая в повести «#Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. #Донские_казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану (см. https://vk.com/wall-4261207_12518 ). В среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, казачка сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, жена могла добиться поддержки общества и развода. Оберегая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий и сиротский» пай. М.К. Ефремова, жена атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц. Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. В XVIII ст. А. Ригельман писал о донцах: «Жены их лица круглого и румянного, глаза темные большие, собою плотные черноволосые, к чужестранным неприветливы». На Нижнем Дону именно женщины сохранили до наших дней остатки наречия азовских казаков, над которым не прочь посмеяться обруселые жители верховых округов и украинизированные черноморцы, но в котором, как нигде, сохраняется тайна языка казачьих предков.
Века постоянных боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом Умела. встать с оружием в на защиту своих детей, куреней, станиц. И не смотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Воспитанные в героических преданиях родной земли, в эпоху последней борьбы за Старое Поле, за Казачий Присуд (1917-1920). Казачки проявились бескомпромиссными патриотками. Известны исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабку Гугниху до сих пор чтят в памяти уральске казаки, среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста". "Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка (героиня романа "Всё проходит" П.Н. Краснова).Героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы. История не сохранит имен всех героических участниц казачьих походов и фронтовых страд, но они будут жить в памяти в безымянных казачках станиц, с косами и вилами поддержавших своих мужей в дни борьбы за Новочеркасск 14-15 апреля 1918 г., в тех уральских станичницах, мужество которых признал даже автор со стороны враждебной (Фурманов): «Уральцы от старого до малого, даже женщины, защищались до последних сил». В эти тяжелые моменты борьбы за казачью идею, тогда мужское население станиц билось на фронте. В самые тяжёлые времена героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки как и в старину, не только вели хозяйство по домам, но одновременно обслуживали фронт, тылы армии: в зимние стужи, в морозы и метели подвозили патроны и продовольствие, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, а с фронта увозили обратно в станицы раненных и убитых, среди которых часто бывали и близкие им люди. Известно, какой стоический героизм проявили казачки в жестокие годы «раскулачивания» и «сплошной коллективизации». В голоде, в холоде, при постоянном гнете бесчеловечной власти они сумели все же взрастить новое крепкое казачье поколение. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Старом Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ: → см. https://vk.com/photo-4261207_398461514 ← ← ← почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами. http://vk.com/wall-4261207_9136 , http://chern-cossak.ucoz.ru/news/4_dekabrja_vvedenie_ ..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1