Олег ИЗМАЙЛОВ. Русский писатель и журналист, организатор русской прессы в Донбассе, создатель и редактор еженедельника «Русский курьер», автор первого историко-культурного путеводителя по Донецкому краю, член СП России.
Русский писатель и журналист родом из «старого Донбасса» (г. Торез). Организатор русской прессы в Донбассе, создатель и редактор еженедельника «Русский курьер» (1998—2000), автор первого историко-культурного путеводителя по Донецкому краю — «Донбасс для «чайников» (2017), лауреат премии «Книга и издательства года» за 2019 год в номинации «Публицистика». Автор книги стихов «Птицы террилиевых гор». Член СП России.
ЛИЦО ДОНБАССКОЙ ШКОЛЫ
История трех самородков, определивших художественное направление в изобразительном искусстве Донбасса
В Донецком художественном музее есть небольшое, но весьма недурное собрание малых голландцев. Специалисты оценивают его, как несомненную жемчужину. Но все-таки главным богатством музея является мощнейший пласт картин того направления в живописи, которое получило имя социалистического реализма. О нем можно долго и интересно, взахлёб рассказывать. Но оставим этот благородный труд сотрудникам музея — поверьте, они не разочаруют. Мы же со своей стороны хотим выделить три фигуры, которые на наш взгляд определяли не только художественное направление, но и социальное лицо донецкой, донбасской школы изобразительного искусства.
Гений Цвета
Юрий Зорко. Автопортрет.
Юрий Зорко родился в 1937 году на Дальнем Востоке, как и любимый всеми комедиограф Леонид Гайдай, но рос в Таганроге. Когда-то этот портовый город, родина великого Чехова, был той точкой на русской земле, с которой началось строительство индустриального Донбасса — отсюда Джон Юз повез свою домну-«шотландку» на берега Кальмиуса. Отсюда же молодой Юрий Зорко отправился в Донецк — «из любопытства», как он говорил, — утрируя, — посмотреть, что там у Джона Юза и наследников-металлургов вышло.
Юрий Зорко. Улица в старой Юзовке. 2011 г.
Приехал и влюбился. Рисовать-то начал куда раньше. Теперь жизнь обретала не то чтобы смысл, но зримые очертания плана на жизнь. «В Донбассе всегда было что рисовать», — говорил он. Тут надо отметить два обстоятельства. Первое — у Юрия Зорко практически не было высшего образования, мог предъявить только «корочки» Краснодарского худучилища. Второе — в Донецке в первые десятилетия жизни у него очень сложно складывались бытовые и социальные отношения.
Юрий Зорко. Праздник в Святогорье. 2000 г.
При этом категорически все вокруг считали его безусловным если не гением, то все-таки — большим талантом. Гений, он видит то, чего не видят другие, талант видит под своим фирменным углом. Особенно это заметно у художников и киношников — визуалов от искусства. Конец шестидесятых — начало семидесятых стали для Зорко временем испытаний. Он знал про себя все, его учитель, народная художница с мировым именем Татьяна Яблонская, поддерживала донецкого самородка, как, наверное, никого другого. Она пробила принятие Юрия Валентиновича в члены СХ Украины, она ходила по кабинетам, в которых сидели люди, отвечавшие за приглашения на выставку. Киев, Донецк, Москва.
Юрий Зорко. На заводе.
Сообщество художников знало молодого художника. Но мир-то не знал. А как гласит турецкая пословица: когда дом построен, надо об этом сказать, а то ведь он как бы и не построен останется. Примерно в то же самое время пришлось художнику бедствовать. Жилищные условия были, мягко говоря, невыносимыми. Известный донецкий журналист Юрий Минин, в те годы работавший художником-оформителем в одной из пожарных частей Донецка и приятельствовавший с Зорко, рассказывал: — Иногда он ночевал у меня в мастерской, как и в других мастерских. Мы с ним много говорили об искусстве. Больше никогда не видел человека, настолько погруженного в живопись. Я любил почитать, послушать музыку, играл в ВИА, а у него были только его картины. Это хорошо просматривалось в том, что он рисовал и как он это делал. Собственно, это то, что рождает стиль.
Юрий Зорко. В лавре.
На картинах Зорко мы видим яркие, контрастные, где-то даже вызывающие цвета. Даже в тех случаях, когда предметы или объекты изображались в расфокусе. Из него сто процентов вышел бы превосходнейший стрит-фотограф, тот, кому природа дала как бы два объектива для зрения. Один широко-угольный, с подчеркиванием мелких деталей, а второй — либо длиннофокусный, чтобы видеть частности в целом, либо «портретник», чтобы можно было размывать задний план. В Индустриальном Донбассе у человека с такими способностями — огромный диапазон восприятия действительности. Действительно — багряные зарницы металлургических и химических заводов, лики шахтеров со слоем «черной штукатурки» на коже, а между крайностями — краски степи и ярких южных небес.
Юрий Зорко. Усть-Цильма.
Юрия Зорко часто называли певцом индустриального Донбасса. И с этим бесполезно спорить. Но стоит заметить, что в те годы художники часто рисовали в качестве примет времени то след реактивного самолета, то трубы электростанции, то разверстые врата цехов заводов. Тут вопрос в чувстве меры. Зорко достигал соблюдения его, внося на передний план что-нибудь объемное. Это могла быть вилка на тарелке, медный самовар, автобус на дороге, а то и просто перекресток или группа людей.
Юрий Зорко. Город вечером.
Юрий Зорко ушел из жизни осенью 2019 года в ореоле славы. Будучи признанным лидером донецкой школы живописи. Кстати, о школе. Последним делом жизни художника стала Школа Юрия Зорко для детей при Художественном музее. Если представить себе детские лица и эмоции в виде красок, то нетрудно догадаться, что это была, может быть, самая большая работа мастера.
Продолжение следует.
Издание осуществлено при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (заявка ПФКИ-22-С4-003560 «Вместе с Россией! Культурный код Донбасса»).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Для тех, кто любит Донецк. Рассказ о доме по улице Щорса, о том, что нас волнует... Из моей книги "Истории земли донецкой. От курганов до терриконов". Читает Александр Клюквин - Народный артист Российской Федерации, актер Малого театра, Золотой голос России. Производство - Студия «Студия 109»
Джон Хьюз. Таинственный основатель Донецка из Уэльса.
Строительство Юзовского металлургического завода в XIX веке смогло отсрочить новую русско-турецкую войну почти на 20 лет. Однако, странные аварии на заводе, высокая себестоимость чугуна заставляли искать в этом следы Туманного Альбиона...
Нет комментариев