Фильм "Приходи на меня посмотреть", первая и единственная режиссерская работа Олега Ивановича Янковского.
Поговорим о замечательном творческом дуэте Ирины Купченко и Олега Янковского. Новогодняя картина как раз и стала последней совместной работой двух бесконечно талантливых актеров.
Судьба свела прекрасных людей на киноплощадке так надолго, видимо, благодаря схожести личностной органики. А большой дар каждого придал дуэту особой игровой мощи. Янковский часто говорил, что крепкие актерские союзы, как и браки, свершаются на небесах.
И среди замечательных своих партнерш с неизменной любовью выделял Ирину Купченко. Они были близки настоящим творческим духом.
На новогодней премьерной церемонии 2001-го Купченко так же сердечно отозвалась о своем партнере: - "Мы с ним не раз играли вместе. И сейчас снова встретились на площадке, спустя много лет. Я очень рада этой встрече, как и тем, в которых нам доводиться сниматься, начиная с "Чужих писем". С тех пор он вышел вперед, обогнал меня и стал одним из выдающихся наших актеров."
Ирина Петровна, выдвигая на первый план любимца публики, проявила свою человеческую суть - умение радоваться успеху коллеги и друга.
Пожалуй, и начнем сегодняшний разговор о крепком актерском союзе прекрасных людей с фильма режиссера Ильи Авербаха. Картина "Чужие письма" вышла на экран 24 августа 1976-го.
Миловидная Купченко сыграла такую же милую учительницу, классного руководителя 9-го класса. Вера Ивановна хороша и душевно. Будучи сама порядочным человеком, она не допускает отсутствия этого качества в других. И безоговорочно верит в чистоту детских помыслов.
Олег Янковский представил на экране бывшего летчика. С пострадавшим в борьбе за правду Женей Пряхиным героиня Купченко встречается в кадре один раз. Когда введенная в заблуждение наветом юной негодницы Зины, учительница призывает персонажа Янковского к ответу.
Парой они не были, по сюжету возлюбленный Веры - столичный художник. Бывший же пилот еле отбился от любви акселератки Зиночки. И мягкая учительница, и резкий летчик страдают от эгоизма маленького монстра. Иначе дерзкую школьницу и не назовешь.
Кабы в 70-е психологи были так же активны, как нынче, раскатали бы в пласт липкое тесто незрелой ее души. Интеллигентная педагог иногда бессильна перед ранней порочностью ученицы: - "Я не могу объяснить, почему нельзя читать чужие письма."
Герой Янковского не особо переживает за ранимость растущей личности. Охлаждая смелый пыл недетской любви, буквально погружает Зиночку в речную воду.
Образы Веры Ивановны и Жени Пряхина связаны какой-то невзрослой неумелостью противостоять столь юному пороку. Артистически Янковский и Купченко по-хорошему эксплуатируют амплуа благородных героев. При этом высочайшее мастерство Купченко определяется полным единством внешнего благообразия и внутреннего света. Творческие отсылы Янковского влекут к поискам нравственного стержня героя под панцирем цинизма.
К выходу "Чужих писем" Купченко уже полюбилась киноведам в картинах Кончаловского. Трепетный образ барышни ушедшего столетия и в зрительском восприятии накрепко сросся с личностью благообразной актрисы.
Кинематографическая история Янковского к тому времени была богаче. В кино он буквально ворвался. Николай Губенко называл его в те годы молодым дарованием, вокруг которого много "шухера". Некоторые из ранних картин ныне как раз и ценны тем, что в них снялся харизматичный актер.
Творческий дуэт даже успел сняться в одной картине. Живописная "Звезда пленительного счастья", художественный памятник жертвенности любви жен декабристов, сразу пришлась зрителю по сердцу .
В красоте картины словно отразилась и прелесть хорошенькой актрисы. Женская привлекательность, что называется, налицо.
Как-то Купченко обмолвилась: - "Я пришла в эту профессию, чтобы показать, какая она настоящая женщина". Мало кто не согласится с мнением, что образы жен декабристов исторически и поэтически стали символом любви, преданности и истинной женственности.
Княгиня Трубецкая целиком поддержала порывы мужа и без сомнения последовала за ним в Сибирь, чтобы не только разделить с любимым тяготы, но и строить новую счастливую жизнь.
Сложившееся амплуа умной, аристократичной актрисы раскрылось в "Звезде пленительного счастья" в полной мере. На мой взгляд, Купченко создала в картине самый сильный женский образ.
Олег Янковский в фильме"Звезда пленительного счастья"., премьера состоялась 10 ноября 1975 года. Фото - Яндекс-картинки
Янковский сыграл поэта Кондратия Рылеева, казненного в числе пятерых мятежников. У него не так много экранного времени, но артист сумел ухватить суть революционера с подвижной психикой и завышенными амбициями.
Олег Иванович формулировал свою актерскую миссию по-разному, но смысл оставался один: - "Быть нужным людям". И тогда: - "Бог прощает наше шутовство".
Картина Марка Захарова "Обыкновенное чудо"- одна из любимых работ самого Янковского, где шутовство, о котором он говорит, проявилось сполна. У фильма много почитателей, в зрительном восприятии он интересен и качественным актерским кастингом.
Ирина Купченко и Олег Янковский впервые явили на экране супружескую пару: - "Вот уже пятнадцать лет я, как мальчишка, влюблен в свою жену". Жаль, что в экранной трактовке зрелая любовь волшебника и его супруги ушла в тень. На мой взгляд, в ней сила прекрасной пьесы Шварца.
Но характерная особенность актерства Янковского - наблюдать мир молча - выражена в полной мере. В этой его кажущейся отстраненности заключено столько священной силы, что волей-неволей образ Хозяина воспринимается центром вселенной. Недаром киноведами той поры безоговорочно был определен его архетип - бог.
Хозяйка, можно сказать, единственный реальный персонаж фильма. Жена Волшебника и на действительность смотрит по-женски просто и по-житейски мудро. Она не позволяет мужу пленяться своими амбициями и совсем оторваться от настоящего мира. Такая миссия жены, согласитесь, отнюдь не сказочна,
Иногда Янковскому приходилось и оправдываться за сложившийся образ наблюдателя с пронзительным взглядом. Да, артистам той поры тоже доставалось в стилистике не самого доброго остряка Гафта: - "Всегда играет одинаково артистка Лия Ахеджакова".
Это сейчас советская актерская плеяда - иконы. А тогда приходилось отнекиваться даже Янковскому, он сам рассказывал об этом в своих редких интервью. В его же собственном восприятии роль Волшебника проложила прямую дорогу к другому значимому в его творчестве персонажу - барону Мюнхгаузену.
Купченко, следуя мысли партнера, тоже считает, что ни одна роль не проходит бесследно, каждая пополняет художественный запасник и влияет на становление личности самого актера.
Картина "Обыкновенное чудо" хоть и полна отсылок к действительности, все ж таки поэтичные фантазии.
Фильм "Поворот" реалистичен от начала до конца. В лаконичном его сюжете тема разворота судьбы от света к сумеркам, от радости к печали звучит как своеобразное напоминание - жизнь не только майский сад.
С приятной супружеской парой зритель знакомится, когда молодые пребывают на борту круизного лайнера. Наташа и Виктор Веденеевы веселы и счастливы. Возможно, давно ждали изменения своего статуса, очевидно, что для мужчины это не первый брак. Что и выяснится чуть позже.
Успешный ученый-биолог, занимающийся разработками генной инженерии. И влюбленная в него женщина. Хороший человек, но не сумевшая постичь глубину чувств и достойно разделить общую с мужем беду.
Возвращаясь из путешествия на своих "Жигулях", мужчина сбивает пешехода. Полуослепшая старушка в темный час зачем-то вышла на дорогу с интенсивным движением. Мир стал на человека меньше, а одной растерзанной души добавилось.
При всем понимании своей невиновности, герой готов принять кару. Это нужно прежде всего ему самому, так немного легче будет жить дальше. Ведь мир прежним уже не будет, слишком велик грех, что лег на душу. Веденеев как человек порядочный осознает это.
И вот здесь обозначился разлом. Любимая его не понимает и всеми силами пытается выстроить стратегию защиты. По большому счету, рухнуло и счастье ее жизни.
Она всяческими уловками пытается отстоять прежнюю ее безмятежность. Но не понимает главного, чтобы жить дальше, надо пройти какое-то очищение.
Веденеев с горечью осознает непонимание женой его чувств. В этом умном фильме нет пошлых разбирательств, прямых претензий и упреков. Лишь однажды главный герой вспыхнул гневом, понимая всю недостойность потуг любимой женщины, низость ее поступков в достижении расположения родственников погибшей.
Виктор не смирился с участью, приготовившись сесть в тюрьму, он душевно как бы вознесся над случившимся, осознал и принял путь очищения.
Суд оправдал водителя, формально его вины действительно не было. Внешне все выглядит довольно благополучно, герои радостно звонят из телефонной будки, оповещая научного руководителя Веденеева, что отмены защиты диссертации не будет.
Но поворот с прежней дороги жизни уже произошел. Разворот в отношениях, чувствовании друг друга все-таки случился. Понимание, что возврата не будет, читается в печальных глазах Наташи. Может, они и останутся вместе, но прежнего единства уже нет.
Актеры прирожденные мастера психологической драмы. Янковский и сам часто подчеркивал: - " Я - драматический артист". Приближение зрителя к пониманию сути строится даже на безмолвии- выражением глаз и пластикой жестов. А большой сценический опыт позволяет мгновенно в моменте проживать эмоции.
В одном из эпизодов, где герои "Поворота" знакомятся с попутчиками по круизу, и новый знакомый представляется сотрудником следственных органов, Веденеев, радостно восклицает : - "Так Вы современный Шерлок Холмс?!" Явный игривый намек на другой фильм, что вышел практически следом.
Сериал Игоря Масленникова " Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" стал еще одной совместной работой Янковского и Купченко. В сюжете с собакой Баскервилей они тоже сыграли супружескую пару, хотя всем представлялись братом и сестрой.
Олег Янковский сыграл объявившегося потомка рода Баскервилей, желающего завладеть фамильным богатством. Образ сэра Джека Степлтона необыкновенно идет к его актерской породе.
Он и сам из дворянской семьи, хотя прежде признаваться в этом было не принято. И в детстве его чрезвычайно смущало неизменное обращение бабушки по отцу к внукам: - "Господа." А когда сын останавливал ее, отвечала: - "Ян, ну какие же они мне товарищи!" По паспорту Янковский, кстати, как и его братья, Иванович.
Мощь его потенциала настолько сильна, что и демонические личности его игровым пером выписывались художественно достоверно. Этот крутой замес возможного с невозможным любой созданный им образ возносит на профессионально недосягаемую многими высоту.
Купченко словно на роду написаны образы утонченных красавиц. При этом она так же правдиво играет самых разных женщин. Миссис Берилл Степлтон, прелестная костариканка, вовсе не стремится стать британской леди через преступление законов добра и совести, но справиться с демоническим духом супруга не может.
В этой картине герой Янковского тоже имеет отношение к биологии, одно время преподавал в частной школе. Оказавшись в графстве Девоншир, он вовсю использует свои практические навыки и естественнонаучные знания на торфяных болотах Дартмура.
Но преступные фантазии южноамериканца разгаданы гением английского сыска. Шерлок Холмс блестящего разыграл свою партию, горе-естествоиспытатель нашел свою погибель в Гримпенской трясине.
Фильм Масленникова считается зрителем эталоном детективного жанра. И творческая пара, воплотившая на экране сложные отношения, в буквальном смысле украсила картину своей живописной игрой.
Благородство Янковского только усиливают контраст между явным и внутренним миром героя, а органика Купченко легко конвертируется в образ добронравной костариканки.
Олег Янковский с его сокрушительным обаянием был утвержден на роль сразу, с режиссером его связывали давние дружеские отношения.
Купченко у Масленникова прежде не снималась. Но среди артистов той поры нужно еще подумать, кто смог бы так сыграть изысканность манер и подлинное благородство.
Актрисе Театра Вахтангова необыкновенно к лицу костюмные роли, она ловко носит юбки в пол и затейливые шляпы. В ленфильмовской картине, к слову, все наряды высочайшего качества.
На всех съемках между актерами были самые теплые отношения. Янковский и Купченко много времени проводили рядом, вместе обедали, одномоментно покидали рабочую площадку.
"Влюблялась ли она в своих партнеров по кино?" - как-то спросили Ирину Петровну на одной из встреч с прессой. "Нет, - ни секунды не медля, ответила Купченко. - Когда влюбляешься тяжело работать."
"С партнером все происходит на флюидах, - уточнила актриса. - Поэтому его нужно любить. Любовь человеческую мы даже культивируем иногда."
Что касается Янковского, взращивать теплые чувства не требовалось, дружеское расположение возникло само собой. "Мы с Олегом говорили об этом, - призналась как-то актриса. "Видимо у нас общий психофизический тип"- сказал он тогда. Хотя я не похожа на его жену Люду, а у него нет ничего общего с моим мужем."
Они действительно очень схожи. И не только природой своего редкого дара правдивой игры. Янковский всегда был, по определению коллег по Ленкому, такой - отдельный. Купченко тоже считается человеком закрытым. Оба из всех сил охраняли личное пространство. Семья и родные люди - главные ценности их мира.
В театральных постановках им пересекаться не доводилось. Но и здесь много общего. Оба всю жизнь служили одной сцене. После недолгой работы в Саратовской драме Олег Иванович до последних дней играл в Ленкоме. Ирина Петровна сразу после получения диплома Щукинского училища пришла в Театр имении Вахтангова и по сей час выходит на его подмостки.
Одинаково щепетильны актеры и в выборе съемочного материала. Ни один не замечен в откровенно бездарном кино. Каждый остро чувствует, его роль или нет. Когда Юрий Кара пригласил Янковского сыграть Мастера в его картине, актер отказался, сочтя образ не созвучным его органике. А вот от Воланда не отказался бы, но режиссер отдал предпочтение Гафту.
Янковский как истинный человек искусства любил успех. Успех платил ему той же монетой. И если происходил сбой, артиста огорчало это невероятно. Так после премьеры "Гамлета" театральный критик , расхвалив на все лады коллег актера, заметила, что про Янковского ей сказать нечего. Слова театроведа сильно задели исполнителя заглавной роли: - " Я еще покажу этой Крымовой, какой артист Янковский!"
Когда Олег Иванович решился на свой первый режиссерский опыт, он тоже был одержим по-хорошему амбиционными задачами. Янковский хотел снять фильм, который составит достойную конкуренцию "Иронии судьбы". Он мечтал, чтобы его картина не сходила с новогодних экранов. Так оно и случилось.
Но главное, Янковский желал снять светлое доброе кино о хороших людях. Он сам был очень миролюбивым человеком и мечтал, чтобы все жили в согласии. И себя окружал симпатичными ему людьми.
Конечно же, в свою картину он пригласил артистов, с кем ему работается комфортно. А главную роль отдал давней партнерше. К тому моменту они несколько лет не снимались вместе. Других кандидатов новоиспеченный режиссер и не рассматривал, хотя и сетовал между делом: - "Как же трудно сегодня найти актрису за пятьдесят. Встречаю кого-то из знакомых и не узнаю. Нет уже ни одного нормального лица без медицинского вторжения. А это смерть а экране. Теряется индивидуальность".
Купченко удалось сохранить естественную, живую привлекательность. И Янковский этим восхищался.
"Ирина глубоко чувствующая любую роль. Мы давно снимаемся вместе, научились понимать друг друга с полуслова, полувзгляда...Это уникальный самородок. Она влюбляет в себя людей," - признавался Олег Иванович.
То, что Янковский подбирал людей по принципу совместимости, сыграло свою роль. На съемках царила добрая душевная атмосфера. По окончании работы команда прощалась со слезами на глазах, а Олег Иванович поблагодарил всех за то, что ни разу никто не дал повода для ссоры.
То тепло, которое создатели вложили в картину, зритель чувствует и по сей день. И каждый год холодными зимними каникулами мы смотрим добрую новогоднюю сказку.
https://ok.ru/domkino.vs/topic/68401085213651 - Иван Васильевич меняет профессию фильм 1973 HD 1080*
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1