Связь людей по поводу вещей
#философия Для уяснения содержания частных отношений собственности необходимо осмыслить две вещи.
Во-1-х, то, что частные отношения собственности есть разновидность производственных отношений.
Поверхностный взгляд может протестовать по этому поводу: мол, причём тут производство, если речь идёт, например, о каких-то бытовых вещах? Но дело в том, что все или по крайней мере 99% всех вещей есть результат общественного производства. 99% всех потребительских благ потенциально предназначены для всех людей. И самое главное, среди всех разновидностей и категорий вещей есть особый их сорт — средства производства.
Суть средств производства состоит в том, чтобы, соединяясь с живым трудом, приумножать общественные богатства. Сегодня это прежде всего земля, производственные здания и сооружения, цеха, станки, машины (конвейеры, роботы и тому подобное), специальные компьютеры и так далее. Короче, любые материальные средства, которые необходимо используются на данном этапе развития для преобразования природы, т. е. в труде.
Развитие и совершенствование средств производства лежит в основе технологического прогресса общества в целом. Для иллюстрации: для появления технологии интернета необходимо было создать станки для производства всей его материальной инфраструктуры от кабелей до вычислительных машин.
Обрати внимание: одно дело — владеть зубной щёткой (предметом потребления), другое — фабрикой по производству зубных щёток. Но и там и там вещи (щётка и фабрика) являются обязательным поводом возникновения частных отношений собственности между человеком и остальным обществом. Грубо говоря, без собственности на землю, фабрики, заводы, трубопроводы, нефтебазы и т. д. была бы невозможна собственность на предметы потребления, их бы просто не существовало в нынешнем виде.
Во-2-х, необходимо понять, что такое общественные отношения собственности.
Многим кажется, что частная и общественная — это некоторые варианты одного и того же отношения собственности. На самом деле это не так.
Общественные отношения собственности есть производственные отношения между людьми по поводу вещей, которые возникают на основе адекватного понимания общественной сущности человека. Понимания того, что человек есть проявление общества и только в обществе он может развиваться и процветать, что общество есть первое и главное условие человеческой жизни вообще.
Частная собственность, напротив, — это неразумная, антинаучная, нецелесообразная, асоциальная связь между людьми по поводу вещей. Иными словами, частные отношения собственности — это любой вариант необщественных отношений собственности. И в этом их суть.
Частные отношения собственности возникают стихийно на основе атавизмов, инстинктов, индивидуализма, которые проще всего описать так: представление о собачьей сущности человека, об обладании как способе отстранения другого от средств существования.
Поэтому обывательское «моё» есть не что иное, как «не твоё». Хотя в слове «твоё» проявляется как будто другой индивид, но на самом деле там заключено само общество. «Моё, значит, не общественное».
Там, где нашлось место частным отношениям собственности (узурпации, отчуждению, обособлению, отторжению), не могут сформироваться общественные отношения собственности. Или — или. Или эгоизм, шкурность, рвачество, корысть, стихия и борьба между людьми, или альтруизм, товарищество, взаимопомощь и разумная организация труда и жизни в целом. Сталкиваясь, эти два типа отношений как бы отвергают друг друга. Подобно тому как в нормальной, здоровой семье или дружеской компании порицается, выдавливается эгоизм и индивидуализм. Подобно тому как в банке с пауками не бывает проявлений взаимовыручки и сострадания.
Как на практике могут выглядеть отношения общественной собственности в масштабах страны или всего мира? Все вещи в таком случае становятся элементами единого комплекса общественного производства, общественного и индивидуального потребления. Производство, распределение и потребление направляются на развитие общества, условием которого является удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей каждой личности. Обладание и потребление вещей перестаёт быть двигательным мотивом людей, доступ к благам и вещам в целом перестаёт быть стимулом деятельности людей.
Производственные отношения, основанные на общественной собственности, в таком случае избавляются от искажений, пороков, связанных с частными интересами людей, слоёв и классов и их взаимной борьбы. Всё общество превращается в коллектив тружеников, заинтересованных в социальном прогрессе. Единственным ориентиром для организации взаимодействия между людьми в ходе производства становится познание, то есть наука, которая и соединяется с производством. Таким образом, целесообразными, наиболее продуктивными производственными отношениями является форма отношений между людьми, которая состоит в точном учёте всех необходимых пропорций качества и количества труда, применяемых орудий, используемых природных сил и самого тела природы. Это отношения, всецело основанные на научном познании процесса преобразования природы. А основополагающим условием этих отношений является полная консолидация усилий всех членов общества для обеспечения внутренней бесконфликтности общества и гарантии его расширенного воспроизводства.
Такого рода производственные отношения называются коммунистическими и внедряются на смену буржуазным, то есть наёмному труду и капиталу. Последние же, в свою очередь, и являются наиболее типичным для современности воплощением частных отношений собственности.
Итак, частные отношения собственности — это узурпация, отчуждение, обособление, отторжение вещей от общества в пользу отдельного лица. Вещи отделяются от общества как часть, поэтому отношения называются «частные».
Из статьи «Разговоры о важном» -
https://prorivists.org/serious/
Нет комментариев