"Её внешность вошла в прекрасную пору абсолютной, исчерпывающей полноты образа, когда лицо выражает покой и свободу от смятений молодости, от стремления непременно успеть и обязательно настигнуть… То золотое сечение возраста, краткий миг благоденствия, когда ты в ладу со временем, собственным телом и собственным лицом…"
("На солнечной стороне улицы")
"…Людям не нужна живая телесная женщина, родившая им Бога.
Им нужна мечта о ней. И Бог им нужен – убитый, распятый, воскресший… какой угодно, но только – там, в недостижимой дали, пожалуйста, не здесь, не рядом".
("Синдром Петрушки")
"Он дразнится на каждой перемене, что я втрескался в Оксанку Тищенко. – А ты втрескался? – Да, – признался мальчик. – Тогда по морде! – посоветовала мать. – Я не могу – по морде, – сказал он. – Почему? – Морда глазами смотрит…"
("Астральный полет души на уроке физики")
"Люди ходят по земле. Одни и те же люди, только с поправкой на время и обстоятельства. И если понять это и крепко запомнить, на всю жизнь, то не будет на земле ни смерти, ни страха..."
("Астральный полет души на уроке физики")
"Дело происходит в начале двадцатого века, на Бруклинском мосту.
Сидит слепой нищий и держит в руках картонку, на которой написано: "Подайте слепому!". К нему подходит молодой писатель и спрашивает: – Ну, и много тебе подают? – Два, три доллара в день, – уныло отвечает слепец. – Дай-ка мне твою картонку! – говорит писатель, достает карандаш, что-то пишет на оборотной стороне слезливого воззвания и отдает нищему: – Теперь будешь держать ее вот так!
Проходит месяц, другой… Снова появляется молодой писатель на Бруклинском мосту, подходит к слепому нищему: – Ну, сколько сейчас тебе подают? Тот узнал его голос, страшно обрадовался, за руку схватил: – Слушай, слушай! Теперь я имею двадцать, тридцать долларов в день! Скажи, что ты там такое написал?!
– Все очень просто, – ответил молодой человек, который мог лишь мечтать о таких гонорарах. – Я написал: "Придёт весна, а я её не увижу…"
("Больно только когда смеюсь")
"Сумасшедший дом был пристанищем людей необыкновенных.
Папа называл их больными, но Сеня приглядывался к каждому, подмечая крошечные... ну совсем чуть-чутные признаки притворства. В целом, тут была спокойная, даже задумчивая обстановка: люди в пижамах двигались медленно, обстоятельно, казались погруженными в свои мысли. Впрочем, изредка кто-то кричал, как раненая птица, и тогда все остальные замирали и прислушивались. А того, кто криком пытался прорваться за пределы этого мирка, брали в ординаторскую.
— А что там с ним делают? — беспокоился Сеня. — Наказывают?
— Ну что ты, милый, — отвечал папа. — С ним беседуют. Если надо, добавляют лекарств...
Здесь у папы был свой кабинет с самой спартанской обстановкой: письменный стол, стул, кушетка, кардиограф и шкаф с историями болезней. Дверь без ручки закрывалась на «психиатрический» ключ, окно было забрано мощной решеткой.
Но за окном... Там росли старые клен и береза. Стояли в страстном переплетении ветвей так тесно, так близко, будто муж и жена, прожившие целую жизнь: артритные, скрюченные, вечно вместе, так что и не разобрать, где — кто, они будто противились расставанию.
Осенью клен становился розовым, потом загустевал багрянцем и пламенел, а береза плескалась прозрачным и звонким золотом.
Окно волновалось и вскипало золотом и багрецом, комната преображалась, и сама радость вскипала и ломилась в окно, торжествуя и чего-то настойчиво требуя.
("Маньяк Гуревич")
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22
Это «Любка», «На Верхней Масловке», «Двойная фамилия», «Наш внук работает в милиции» (по повести «Завтра, как обычно»), «На солнечной стороне улицы».
Из интервью с Диной Рубиной.
.
- Ваша точка зрения: литературная реальность интереснее действительности?
.
- О да, несравнимо! Ведь литературная реальность - это и есть настоящая идеальная жизнь, в том смысле, что "история" её очищена от ненужных деталей, бездарно прожитого времени, лишних в твоей судьбе людей, и у героев нет ощущения, что они совершают совсем не те поступки, какие им положено совершить, - то, что нас постоянно преследует в жизни.
Откупори шампанского бутылку.
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“» (Пушкин). Ну вот так же вместо шампанского и Бомарше отлично подойдет и Дина Рубина. Не исключаю, конечно, что не для всех.