В норме до 5-6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит - идите раньше.
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- аномалии уздечки - она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- особенности строения языка - его сужение или увеличение (макроглоссия);
- анатомия челюстей - узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- аномалии неба - с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- аномалии слуха - в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация - нарушения физического слуха;
- гипотонус - слабые мышцы характерны для дизартрии;
- подражание - часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят», и он начинает повторять за ними - навык утрачивается.
Этап 1: подготовка к коррекционной работе
Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения - для губ, языка и нижней челюсти. Дыхательные упражнения.
Этап 2: постановка звука «р»
Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики.
Этап 3: автоматизация вибранта
Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы - с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.
Этап 4: введение вибранта в речь
Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25-40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.
Составление коррекционной программы
Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента.
На видео мы с ученицей проходим 2-й (постановка звука «р») и 3-й (автоматизация вибранта) этапы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев