Евангелие от Луки,
Глава 18, стихи 10-14
Глава 18.
10
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Комментирует священник Антоний Борисов
Французский писатель Виктор Гюго однажды заметил: «Презрение — это пощёчина на расстоянии». Действительно, когда мы ощущаем презрительное к себе отношение, внутри себя мы испытываем страдание, вполне сравнимое с хлёстким ударом по лицу. О презрении речь, в частности, идёт в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения.
В понимании православного христианства презрение есть, прежде всего, проявление гордости. Ведь как иначе можно объяснить, почему один человек начинает испытывать неприятие к другому? Или даже хуже — отказывает через презрение ближнему в самой возможности считаться человеком. Уточню. Речь идёт не о неприятии конкретных поступков, а о неприязненном отношении именно к человеку. Причина подобного поведения заключается в том, что тот, кто начал осуждать и презирать ближнего, поставил себя выше. Посчитал себя лучше и совершеннее. А ещё и изжил в своём сердце какое-либо участие, милосердие и, к сожалению, любовь.
Но вот какая важная вещь постоянно подчёркивается и евангельским повествованием, и церковной традицией Православия. Человек, вне зависимости от того, что он сотворил со своей жизнью, как он исказил себя, по-прежнему остаётся творением Божиим. И получается, если ты презираешь ближнего, — ты презираешь и его Создателя. Это, во-первых. А во-вторых, в тот самый миг, когда мы дерзаем судить и испытывать презрение к окружающим, мы оказываемся в ловушке. Ведь ровно то, в чём так хочется укорить окружающих, обязательно и неминуемо станет и твоим недостатком. Таков закон духовной жизни. Или, выражаясь словами Евангелия: «Какой мерой отмеряете другим, такой будет отмеряно и вам».
А ещё презрение лишает нас здорового спокойствия. Мы в глубине души прекрасно понимаем, что унижая и оскорбляя, мы обрекаем себя на то, чтобы в будущем самим оказаться в состоянии униженных и отверженных, лишённых любви и уважения. За доказательствами далеко ходить не нужно. Мы только что слышали многим известную притчу Христа о мытаре (сборщике налогов) и фарисее, то есть — представителе религиозной элиты древнего Израиля.
Персонажи поучительной истории Спасителя приходят в Иерусалимский храм помолиться. Но делают это по-разному. Фарисей (не без оснований) обращается к Богу спокойно, уверенно. Он старался соблюдать заповеди, а потому совесть его молчит, никаких укоров не предъявляет. Мытарь же, добровольный пособник римских оккупантов, собирающий подати в пользу политического режима захватчиков, смиренно повторяет всего лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
И что мы видим? Обе молитвы Господь слышит. Но первая (фарисейская) вдруг утрачивает какую-либо спасительную, оправдывающую силу ровно в тот момент, когда фарисей выражает презрение к мытарю. До того молитва знатока ветхозаветной религии, пусть и горделивая, Богом не отвергалась. Но как только из уст фарисея прозвучали слова презрения, всё хорошее, что он совершил, превратилось в ничто. А вот грешный, но смиренный мытарь ушёл из храма, как говорит текст Писания, более оправданным. Потому что ни над кем не превозносился и почитал за огромное счастье, что его, грешника, вообще пустили в храм, дали возможность обратиться к Богу с молитвой.
Чему учит нас прозвучавшая притча? В первую очередь мы должны обратить внимание на то, кто эту поучительную историю рассказывает. Это Христос. И смысл духовной жизни в православном понимании состоит в уподоблении Спасителю. А Сын Божий призвал нас быть милосердными и любящими. А ещё и мудрыми. То есть теми, кто способен отделить человека от его ошибок. Во всяком случае, Спаситель никогда к грешникам не испытывал презрения. Он и во время земного служения, и сейчас любит каждого человека, желает для него только лучшего — спасения души. И Христос с помощью — когда воодушевления и поощрения, когда крепкого вразумления, старается вести нас в нужном направлении. И единственное, что может нас отделить от любви Сына Божьего, это презрение, основанное на гордости. Потому что Бог гордым противиться, а смиренным подаёт благодать.
Нет комментариев