Евангелие от Марка,
Глава 10, стихи 17-27
Глава 10.
17
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Есть такой анекдот. Умер богатый человек и пришёл к вратам рая. Там его встретил апостол Пётр, открыл его книгу жизни, внимательно прочитал — и произносит вердикт: «В ад!» Богач ошалел и говорит: «Подождите, подождите — это какая-то ошибка! Я же столько добрых дел сделал — храмы строил, благотворительностью занимался, бедным помогал, да вы только посмотрите, сколько на всё это денег потратил! Вы посчитайте сначала!» Апостол задумался и сказал: «Минуточку, мне надо посоветоваться с начальством!»
Я думаю, вы уже догадались, какой ответ в итоге принёс апостол богачу — исходя из текста сегодняшнего евангельского чтения. Ответ был таков: «Деньги вернуть, в рай не пускать!»
При всей гротескности этой истории в ней есть совершенно евангельский смысл: какие бы добрые дела мы ни делали в этой жизни, у нас нет ни малейшего права предъявлять их на входе в Царствие Небесное как своего рода пропуск — изготовленный нами же самими. А соблазн — ой какой великий! И дело здесь не только в богатстве как таковом: ведь можно быть не только материально богатым, но и — духовно! Заниматься «инвестированием» в «небесный банк» прочитанных молитв и строго соблюдённых постов, поданной нищим милостыни, прощённых обид, да если внимательно посмотреть на жизнь благочестивого человека — так каждый день будет такой многоразличный поток «прибыли» — что трудно всё это не заметить!
Перед нами (отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается в храмах за богослужением ) — жёсткое, катастрофическое столкновение двух совершенно разных «логик» — человеческой, житейской — и Божественной. Мы всегда хотим гарантий и чёткого соблюдения условий договоров: потому что нам так проще и спокойнее. Любая алгоритмизация жизни выглядит как эффективный способ снижения тревоги и внутреннего напряжения. Алгоритмы помогают нам лучше понимать происходящее и через это — управлять, держать всё под своим контролем. В том числе и главный вопрос жизни верующего — дело спасения.
Но логика Божественная — совершенно иная. Господь знает, что нас неудержимо влечёт к самодостаточности, к «скукоживанию» — как улитка всё глубже заползает в свою раковину при внешней опасности. Но Господь знает: если нас не «развернуть», не вывести из этой кажущейся безопасной самодостаточности — мы погибнем, сгниём изнутри. Со всеми нашими «гарантиями», «защищённостью» и «богатствами» — материальными и духовными.
И что же нам делать? Всё бросить? Уйти бродяжничать? Конечно же, нет: надо всего лишь несколько перенастроить нашу «внутреннюю оптику» от «инвестирования» к бескорыстному служению. Тем более, что, когда мы на самом деле любим, нас вообще не занимает вопрос, а что мы с этого получим: сама по себе наша любовь уже и есть самое главное вознаграждение!
Помоги же нам, Господи, научиться трудиться от души не чтобы потом Тебе предъявить наш «пропуск», а только потому, что нам нравится идти за Тобой!
Нет комментариев