Евангелие от Луки,
Глава 2, стихи 20-21, 40-52
Глава 2.
20
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
21
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40
Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44
но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47
все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50
Но они не поняли сказанных Им слов.
51
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Что является одной из важнейших черт христианина? Кто-нибудь скажет, что это любовь и, конечно, будет прав. Впрочем, «любовь» — сегодня настолько размытое и широко обсуждаемое явление, что одного слова явно мало, ведь под ним каждый может понимать что-нибудь своё. Что же позволяет нам уточнить, о какой именно любви идёт речь? И какое качество для христиан оказывается не менее важным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
В наши дни мало кто сомневается в том, что человек по имени Иисус существовал. Другое дело, что многие не верят в Его божественное происхождение и соответственно не считают его Богом. В древности и даже в средние века ситуация была обратной. Люди верили, что Бог есть и что ради Своих целей Он мог стать человеком или по крайней мере явиться на земле. Но, что он действительно стал человеком, а не просто выглядел, как человек, принять им было трудно. И правда, как можно променять божественное бытие на какую-то человеческую ограниченность, на плоть и кровь, на усталость, слёзы, голод и жажду... Однако именно поэтому евангелисты и описывают младенчество и отрочество Христа, что желают явным образом подчеркнуть реальность Его человеческой природы. Для чего же?
Сегодня Церковь вспоминает события обрезания Христа и Его приход на праздник в Иерусалимский храм в двенадцатилетнем возрасте. Начиная с Авраама все евреи обрезывали крайнюю плоть, что было символом того, что всю жизнь, всю свою силу, всё потомство человек предаёт в руки Божии. Впрочем, Иисус Христос — Богочеловек и, казалось бы, Ему обрезание не нужно. Но Он стал реальным человеком, вошёл в жизнь конкретного народа и проживал её вместе с конкретными людьми так, чтобы явить Своим примером возможность жить по-Божьему. Этот мотив послушания Богу — важнейший в сегодняшнем евангельском отрывке. Мария послушна архангелу и нарекает сыну имя Иисус, вместе с Иосифом она приходит в Иерусалим и, будучи послушна закону, обрезывает новорождённого. Позже, уже в отрочестве, она приучает подростка Иисуса ходить на праздники в храм, соблюдая заповедь, данную ещё при Моисее. Наконец, сам Спаситель, отвечая матери, что Ему надлежит быть в доме Своего Отца, показывает, что главное послушание для него — это послушание Богу. Таким образом, через все эти истории лейтмотивом звучит одна идея — человеку важно быть не просто хорошим, не просто любить других так, как он это понимает, важно всё это делать, сообразуясь с замыслом о нас Творца.
Нет комментариев