Евангелие от Луки,
Глава 14, стихи 1-11
Глава 14.
01
Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
02
И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
03
По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
04
Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
05
При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
06
И не могли отвечать Ему на это.
07
Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
08
когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
09
и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10
Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11
ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Однажды я, во время путешествия, зашёл в какое-то кафе. В нём было много народа, все активно о чём-то разговаривали — но как только увидели меня — тотчас воцарилась тишина. И это было настолько неприятно, тишина была угрожающей, вязкой, буквально выталкивающей тебя из этого пространства — что я не стал оставаться и побыстрее захлопнул за собой дверь.
Сегодняшний отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, повествует нам про эпизод из земной жизни Христа Спасителя, перекликающийся с моей историей.
Говорят, «слово — серебро, молчание — золото». Но, как мы видим из сегодняшнего евангельского чтения, молчание может быть не только «золотом», но и свидетельством отторжения, неприятия, отказа продолжать общение, и, более того — самой настоящей угрозой. Нет ничего страшнее и опаснее, чем угрожающее молчание. Фарисеи и книжники молчат не потому, что для них слова Иисуса не требуют какого-то разъяснения в силу своей самоочевидности: они молчат потому, что Он для них — безнадёжен, Он — уже осуждён и приговорён в их умах к смерти. Им нечего возразить Ему — потому что они знают, что Он с лёгкостью опровергнет любые их кажущиеся верными аргументы силой Своего слова. Но всё это не приводит их к раскаянию, а только лишь ещё более раздражает и озлобляет. Почему? Да потому, что они видят в Нём прежде всего — конкурента, с которым им соревноваться — невозможно.
Вот почему и заканчивается сегодняшнее чтение примером про приглашённых на свадьбу: не стоит заниматься самоопределением собственной важности и исходя из неё занимать самые почётные места: лучше сразу сесть подальше — и если действительно ты дорог хозяевам, они сами тебя пересадят поближе. Этот образ — тонкий намёк на то, что духовные лидеры евреев сами себя назначили «сертифицированными экспертами» в области отношений между человеком и Богом — но когда появился подлинный «эксперт» — Сын Божий — им очень сильно не захотелось «подвинуться», поменяться с Ним местами.
Через этот образ Спаситель не только побуждает всех слушателей к смирению и кротости, но и прикровенно говорит духовным лидерам: да, Я вам сейчас мешаю, словно кость в горле, — но как только вы исполните свой приговор — тотчас же вся ваша значимость и величие, почёт и уважение — рухнут.
И, как мы знаем из истории, после разрушения Иерусалимского храма деятельность священников и саддукейской элиты прекратилась: жертв больше не было, святыня была уничтожена и осквернена. На смену храмовому культу пришёл раввинистический иудаизм — где многое пришлось переосмыслить в связи с самой настоящей духовной катастрофой.
Так что, друзья, не будем пытаться взбираться как можно выше любыми доступными способами — а определим своё место пониже, поскромнее — и предоставим Самому Господу Богу право решать, не пора ли нас хотя бы немного пододвинуть повыше — а может, и оставить на привычном для нас месте!
Нет комментариев