Евангелие от Марка,
Глава 9, стихи 10-16
Глава 9.
10
И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11
И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
12
Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13
Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
14
Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15
Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16
Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Тот, кто хотя бы раз в жизни находился рядом с тяжелобольным — точнее, буквально приговорённым к смерти неизлечимой болезнью — знает, что состояние души легко «считывается» с лица. И, как правило, это зрение — не из самых приятных и вдохновляющих.
В отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, мы видим нечто совершенно иное.
Иисус, спускаясь с горы Фавор после Своего чудесного Преображения перед избранными учениками, ведёт речь о неизбежности Своей скорой смерти и воскресения. Ученики недоумевают, их мозг решительно сопротивляется такому крайне нежеланному повороту — и подбрасывает провокативные вопросы насчёт прихода пророка Илии. Эти недоумения Иисус разрешает — и далее мы видим, как они, спустившись к подножию горы, встречают достаточно большую толпу — оставшихся учеников, книжников, других людей. Между ними идёт ожесточённый спор — предмет которого не ясен.
Но как только спорившие увидели Иисуса — их внимание тотчас приковал Его лик: в греческом тексте употреблён глагол «έκθαυβέομαι» — происходящий от приставки «ἐκ-» — обозначающей движение наружу или усиление, и глагола «θαυβέω», который обозначает «пугаюсь», «боюсь» или «прихожу в замешательство». Другим словами, толпа, только увидев приближающегося Иисуса, была поражена, шокирована от Его вида. И — тотчас бегом устремилась к Нему.
Что же произошло? Толкователи в один голос утверждают, что это особое состояние лица Иисуса было следствием недавнего Преображения — конечно, никто уже не видел Фаворского света — но какой-то след всё же оставался — след одновременно и очевидный, но и незаметный. Иисус словно бы «светился изнутри», был «просветлён» — хотя ничего во внешнем облике Его не изменилось.
К чему я веду? Только что Иисус говорил с учениками о Своей смерти — и тут же мы видим, что Его лик от осознания этого не мрачнел, не тускнел, не выражал безнадёжности и страха: он... сияет, лучится, источает вовне веру и надежду! Какой разительный контраст с тем, что происходит чаще всего с лицом обычного человека, приближающегося к своей кончине! Да, впереди ещё будет и Гефсиманское моление, и борьба, и мучительное уничижение и избиение — но под всем этим так и никуда не исчезнет вера и надежда — надежда на то, что даже отправив Своего Сына на дно ада — Небесный Отец выведет Его оттуда — и не только Его, но и всех, кто так долго ждал Его прихода!..
Нет комментариев