Евангелие от Марка,
Глава 8, стихи 11-21
Глава 8.
11
Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12
И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13
И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14
При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15
А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16
И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17
Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18
Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19
Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20
А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
21
И сказал им: как же не разумеете?
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Однажды меня пригласили поисповедовать и причастить одного тяжело больного человека в онкологическое отделение. Больной лежал в стерильном боксе — и надо было пройти долгую процедура всяких переодеваний, обеззараживаний и надевания защит, чтобы быть туда допущенным. Наблюдая все эти предосторожности, неожиданно для себя я остро осознал, насколько опасны — смертельно опасны! — для ослабленного организма могут быть бактерии и вирусы, среди которых проходит наша обычная жизнь.
Отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением, поможет нам ещё глубже понять, в чём опасность не материальных, но духовных «микробов».
Почему Иисус так остро, с такой искренней болью, реагирует на непонимание Его слов учениками? Он — так же, как и врач в гематологическом отделении, — прекрасно понимает, насколько губительной может быть кажущаяся совсем незначительной мелочь. Мы ведь живём не только среди невидимых невооружённым глазом вирусов и бактерий — но и среди различных мыслей, впечатлений, идей, ценностей, шаблонов — которые, сами того не замечая, впитываем, усваиваем в себя — а они могут оказаться той самой «закваской фарисейской», которая быстро может «переквасить» весь наш внутренний мир.
Откровенно говоря, потрясает та легкомысленность, с которой мы погружаемся в бурные информационные потоки — наивно полагая, что к нам ничего не «прилепится». Но так же, как будет смертельно опасным небрежение приходящего к больному в стерильный бокс, — может оказаться фатальным невнимательность к тому, что слышат наши уши, видят глаза, думает мозг.
Святитель Феофан Затворник для того, чтобы сохранить святыню человеческого сердца в чистоте и незапятнанности грехом, настоятельно советовал всем духовную практику «внутрьпребывания» — неотступного присутствия вниманием у «дверей сердца» — и наблюдения за тем, кто там оказывается — враг ли с чем-то опасным и подозрительным, или же друг с добрым и полезным. В качестве критерия различения он предлагал следующее: прежде всего, это слово Божие — если что-то явно идёт вразрез с ним, то это — точно от лукавого. Второй критерий — досознательный отклик сердца: если оно смущается, возмущается, раздражается — скорее всего, этот важный «звоночек изнутри» нельзя проигнорировать.
Если бы мы действительно так относились к своему внутреннему миру — внимательно, бережно, вдумчиво отделяя должное от дурного — представляете, какой бы благодатной почвой стало бы наше сердце для прорастания там всех тех нежных, но и восхитительных в своей красоте, ростков праведности и чистоты — которые среди буйных зарослей страстей и суетливого мельтешения мы и заметить-то не можем?...
Нет комментариев