Евангелие от Луки,
Глава 21, стихи 28-33
Глава 21.
28
Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29
И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30
когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31
Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33
небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Все мы знаем выражение «прятать голову в песок». И хотя, как оказывается, страус так никогда не поступает, само выражение означает попытку спрятаться от проблем. Но стоит ли от них прятаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 21 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Для человека вполне естественно бежать от проблем, которые превышают его силы. Скажем, люди обычно стремятся избежать боевых действий или разыгравшейся стихии. Если у тебя есть силы кому-то помочь, помоги, есть силы кого-то защитить от беды, защищай, ведь это твой долг. Но иногда человек оказывается неспособен сделать хоть что-то, он не может справиться с неурожаем, цунами, пожарами. Испытания оказываются так тяжелы, что от них остаётся только бежать. Подобные испытания возможны и на религиозной почве. Сам Христос, описывая будущие гонения, говорит: «Тогда находящиеся в Иудее, да бегут в горы». Что, кстати, в итоге христианам и пришлось сделать. В гонениях нельзя было отрекаться от веры, но стараться избежать гонений было можно.
Однако, сегодняшнее евангельское чтение как будто бы о чём-то другом. Описывая подробности испытаний, Спаситель в итоге говорит, что они будут не бесконечными и у их окончания, как и у окончания мира, будут свои признаки. Эти слова очень важны для всех верующих.
Как людям, не только знакомым с Писанием, но и доверяющим ему, христианам свойственно наблюдать за признаками времён. Мы делаем это не из любопытства, но потому, что призваны к этому самим Господом. На этом пути нам важно избежать крайностей. С одной стороны, можно решить, что раз за две тысячи лет конца света не случилось, его нечего ждать, надо просто жить без всяких ожиданий. С другой, можно ужасаться от всего, что напоминает конец, и так всех этим эмоционально измучить, что в итоге самому не прожить жизнь в радость, и другим не дать этого сделать. Христос призывает нас быть внимательными и бдительными, а не беспечными или паникующими.
Однако слова Спасителя значат ещё кое-что важное. Даже бдительный человек в итоге может по-разному относиться к испытаниям, которые выпадают на его долю. Он может унывать и скрываться, бесконечно коллекционировать всякие конспирологические находки и откровения... Но может, даже признавая существование в мире сил, приближающих конец истории, верить, что Бог властвует и над ними, и что в конце концов Он всё равно победит. Мы можем бояться гонений, это нормально. Мы можем о них переживать, потому что мы живые люди, для которых нормально желать спокойствия. В конце концов, не случайно же мы каждую службу просим «тихой, безмолвной, благочестивой и чистой» жизни. И всё же, даже переживая испытания, мы должны чувствовать, что всё под контролем. И речь не о контроле каких-то тайных сил, но о контроле Божием. Испытания на то и испытания, что они тяжелы, но, если мы предадимся унынию и будем думать только о том, как всё плохо, эти мысли смогут нас совершенно поглотить. Христос же совсем этого не хочет. Он описывает очень страшные вещи, но говорит, что, когда Он будет близко, нам надо будет восклониться, то есть выпрямиться, поднять голову, чтобы встретить Его лицом к лицу. Отдавшись унынию полностью, мы вряд ли сможем это сделать. Это значит, что даже тогда, когда всё будет казаться хуже некуда, мы, как верующие, призваны не унывать и не отчаиваться. Да, мир вокруг может казаться неустойчивым, но это и неплохо. Мир после грехопадения и не может быть иным. Устойчивым будет мир Божий, и мы верим, что он восторжествует.
Нет комментариев