Евангелие от Луки,
Глава 21, стихи 12-19
Глава 21.
12
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13
будет же это вам для свидетельства.
14
Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15
ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16
Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17
и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18
но и волос с головы вашей не пропадет,-
19
терпением вашим спасайте души ваши.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Христиане верят, что Бог всё может. Но почему это не значит, что их жизнь будет лишена проблем и трудностей? И, если это так, что заставляет их оставаться верующими людьми? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Любой, кто поинтересуется учебными планами духовных школ, сможет убедиться, что в них есть немало предметов, которые так или иначе с связаны с тем, что называется апологетикой, или защитой веры. Кроме того, изучение даже тех предметов, которые напрямую не касаются оправдания своих взглядов, часто обосновывается необходимостью знать свою веру для того, чтобы суметь ответить любому интересующемуся. Ведь каких только вопросов ни задают: и по содержанию Священного Писания, и по истории Церкви, и по смыслу богослужения, и по отношению Церкви к вопросам нравственной и шире общественной жизни. Иными словами, в самих духовных школах никого ни апологетические, ни другие предметы особенно не смущают. И это при том, что в сегодняшнем евангельском чтении Христос прямо призывает учеников не обдумывать заранее, что отвечать, потому что Он Сам пошлёт им слова и знание. Для них же главное будет правильно расположить своё сердце.
Может показаться, что, если всё так, наши учебные заведения оказываются лишними, ведь настоящие ученики и так смогли бы дать ответ, вдохновлённые самим Христом. Однако, обратившись к контексту, мы поймём, что слова эти говорятся в преддверии гонений и разрушения Иерусалимского храма, то есть экстренных ситуаций, в которых люди боятся оказаться слабыми, боятся не найти нужных слов. То есть речь не о том, что вообще не стоит заниматься наукой, читать книги и задумываться над вопросами духовной жизни. Другое дело, не стоит рассчитывать на свои знания, потому что противник свободен не слушать никаких аргументов. Заметим, что, успокаивая учеников перед лицом гонений, Христос отнюдь не говорит, что может сделать их жизнь безоблачной. Одного имени Учителя будет достаточно ученикам, чтобы оказаться на суде, перед лицом правителей и царей. Но это не должно пугать, потому что даётся ученикам для свидетельства о Христе. Сложные ситуации, споры, обвинения — всё это возможность говорить с людьми и доносить свою позицию. Может быть, кому-то из верующих хотелось бы, чтобы их никто не трогал, чтобы они жили тихо и спокойно. Но как тогда донести христианскую позицию до остальных? Как сделать её известной? Только сталкиваясь с трудностями и преодолевая их!
Другое дело, что, если у тебя есть силы и время, в данный момент гонений нет, то никто не запрещает читать Писание, думать над вопросами соотношения науки и религии и о многом другом. Христиане занимались этим с древности. Однако вся эта подготовка не должна делать человека самоуверенным. Казалось бы, сам Христос обещает ученикам уста и премудрость, то есть слова и понимание того, что говорить. Но ведь Сам Он, обладающий и премудростью, и умением говорить, оказался распятым. Кроме того, в сегодняшнем евангельском тексте Господь говорит, что, несмотря на слова и премудрость, вероятность гонений и даже убийств учеников будет очень велика. И если так, в чём же тогда смысл проповеди? В чём всемогущество Божие и в чём причина веры учеников?
Смысл проповеди в том, что в итоге она действительно изменила мир. Пусть не навсегда, пусть не полностью, но христианство, как соль земли, осолило многие сердца и привело людей к Богу. Причина же верности в том, что мир на злобе и гонениях не заканчивается, что добро всё равно сильнее и оно победит.
Нет комментариев