Евангелие от Марка,
Глава 4, стихи 1-9
Глава 4.
01
И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
02
И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
03
слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
04
и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
05
Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
06
когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
07
Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
08
И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
09
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Христос учил людей всякий раз, когда Ему предоставлялась такая возможность, иногда Он делал это в синагогах, иногда с возвышенностей, иной раз учил индивидуально, доводилось Ему и обращаться к собравшимся на берегу людям с лодки. Аудитория у Спасителя тоже была самой разной как количественно, так и качественно. Бывали и такие моменты в Христовом служении, когда можно было бы порадоваться: множество людей, все предельно внимательны, все благодарны и все испытывают если и не любовь, то, как минимум, глубокую симпатию к Спасителю. Однако мы не найдём в Евангелии свидетельств того, что Христа радовала Его популярность, найдём же нечто иное: Его ответом на популярность зачастую были те слова, которые своей целью имели уничтожение всякого романтического флёра и ажиотажа. Именно так Спаситель поступил и в той ситуации, которую описывает 4-я глава Евангелия от Марка, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Конечно, рассказанная Христом притча о сеятеле имеет не связанный с обстоятельствами её произнесения смысл. Однако если мы всё же обратим внимание на ситуацию, в которой она прозвучала, то увидим нечто крайне для нас полезное.
Спаситель сел в лодку ради поучения народа вовсе не потому, что Ему хотелось быть в лодке, Ему попросту не было места на берегу из-за теснящего Его народа. Людей было очень много, и все они жаждали услышать слова Спасителя. Здесь апостол и евангелист Марк ничего не написал про исцеления страждущих, и сказано лишь об учении: «учил их притчами много». Однако из всего множества возможных для поучения тем Христос выбрал вовсе не ту, которую можно было бы от Него ожидать, Он не стал затрагивать вопросы нравственности, не стал говорить о Боге, Он сказал о том, что Его слова не сможет воспринять абсолютное большинство Его слушателей.
Сеятель, которого Спаситель упомянул в Своей притче, бесконечно далёк от скупости, он сеет широко и обильно, он не смущается, если зерно падает не в плодородную землю, а на дорогу, на камни или же в сорняки. Сложно, конечно, представить такого сеятеля не в рамках притчи, а в обычной жизни, но тот сеятель, о котором сказал Спаситель, именно таков. И мы знаем, что здесь под сеятелем Господь подразумевал Самого Себя: Он — Тот, Кто сеет без скупости, сеет через слово, через различные жизненные обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться человеку, через саму окружающую нас природу. Евангельское семя — повсюду, его можно встретить в самых неожиданных местах, но при этом оно далеко не всегда даёт всходы. Причина, конечно же, не в дефективности семян, а в том, что не всякая почва подходит для возрастания евангельского плода. Более того, вероятность попадания семени в непригодную почву значительно выше, чем вероятность благоприятного исхода. Но человек, конечно же, это не просто некая почва с заранее заданными свойствами, человек изменчив, а потому всегда есть надежда, что евангельское семя принесёт свой благой плод.
Притча о сеятеле призывает нас задуматься: а мы — это какая почва? Как мы воспримаем евангельское семя? И что мы можем сделать для того, чтобы семя принесло свой плод в наших сердцах? Это те вопросы, о которых христианам не стоит забывать, ведь даже если мы сегодня с радостью откликаемся на голос нашего Спасителя, то завтра, если мы будет недостаточно внимательны к себе, ситуация может измениться, могут, к примеру, взойти сорняки житейских забот и погубить евангельское семя, или же прилететь птицы неверия, и лишить нас веры в истинность Христовых слов. Пусть же Всемилостивый Господь убережёт нас от этих искушений, и сделает наши сердца благодатной и благодарной почвой для спасительных семян евангельской истины!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Из чего состоит духовная жизнь? На что человеку, который начинает идти по пути христианского совершенства, стоит обратить внимание в первую очередь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, в котором значение прозвучавшей притчи Христос Сам объясняет Своим ученикам. Сеятель — это Бог. Семя — Его воля, которую Он доносит до людей через слова Своих пророков и служителей. Почва — это человеческое сердце, которое по-разному реагирует на эти призывы. Кто-то остаётся к ним совершенно равнодушным — его сердце словно камень. Говори, не говори, как об стенку горох. Кто-то принимает, загорается, но потом быстро переключает своё внимание на что-то другое — его сердце непостоянное, изменчивое. Он не умеет ничего доводить до конца. А кто-то усваивает услышанное и прочитанное так крепко, что слово Божие радикально меняет его жизнь — его сердце и есть добрая почва.
Главный вопрос, который возникает у внимательного читателя этой Евангельской притчи: если от рождения моё сердце каменное или изменчивое, могу ли я что-то сделать, чтобы изменить качество его почвы? Казалось бы, ответ прост: конечно, мы можем менять себя. Для этого и существует Церковь с Её Таинствами. Исповедуйся, причащайся, держи пост, молись к Богу — и всё будет. Звучит воодушевляюще, но нередко годами человек соблюдает все церковные предписания, а сердце как было каменистым и тернистым, так и остаётся. В жизни ничего не меняется. Может быть, мы что-то упускаем?
Важно понимать, что духовная жизнь должна охватывать все сферы моей деятельности: мои отношения с Богом, с людьми и самим собой. В каждой из этих областей мне есть над чем поработать. В отношениях с Богом я должен учиться препоручать Ему Свою жизнь. Что бы я ни делал, к чему бы не приступил, к большому, долгосрочному проекту или к выполнению бытовой задачи, для начала стоит задать себе вопрос: а как на то, что я делаю, смотрит Господь? Как это соотносится с Его заповедями? Являюсь ли я в данном случае исполнителем Его воли или это просто мои амбиции? Стану ли я в своём проекте Его соработником? Если да, то можно смело с молитвой приниматься за дело. Но при этом понимать, что у Бога Своё видение ситуации и Он лучше знает, как при помощи меня достичь Своих целей. А потому, исполняя любую работу, мне необходимо научиться не вовлекаться чрезмерно в свой план, не зацикливаться на ожидаемых результатах, но быть готовым к тому, что в какой-то момент всё может пойти не по-моему. Моя задача в этом случае довериться Творцу и отдать ситуацию в Его руки. В отношениях с людьми я должен приучить себя к мысли, что самые полезные для моего духовного взросления люди — это те, кто мне максимально неприятен. Те, на кого у меня куча обид и претензий. Те, кто вызывает у меня отвращение и презрение. Это те, кто меня злит и раздражает. Задача-максимум — с каждым из них восстановить мир и попытаться быть для них хоть чем-то полезным. Христианин не может воспринимать тех, кого встречает на протяжении дня, как статистов или помехи. Всякий, кто попадает в поле нашего зрения на вокзале или в метро, тот самый ближний, о котором говорит Христос в притче о милосердном самарянине. Всякий посылается нам, чтобы мы имели возможность исполнить евангельскую заповедь. Наконец, в отношениях с самим собой я должен научиться видеть, почему каждый день я не хочу отдавать ситуацию Богу и почему не хочу исполнять заповедь о любви к тем, кто меня окружает. Мне необходимо на ежедневной основе учиться отслеживать свои чувства, мысли и впечатления, которые приводят к определённым словам и поступкам. Лишь так я смогу однажды увидеть, что большинство моих реакций — это реакции человека, тотально зацикленного на себе. Человека, который живёт ради всего на свете, но только не ради того, чтобы на ежедневной основе во всех своих делах стремиться исполнить Евангелие Христово. Не хочу отдавать жизнь в руки Бога, хочу сам всё контролировать. Не хочу идти к тем, кто мне неприятен, хочу свой уютный, закрытый мирок, в окружении тех, кто мне по сердцу.
Лишь в том случае, если мы с верой и терпением будем уделять внимание отношению с Богом людьми и самим собой, постепенно наше сердце будет становиться мягче, и слово Творца сможет прижиться в нём и принести однажды обильный урожай божественной благодати.
Нет комментариев