Пассажир "Философского парохода"
Парадоксально, но факт: Ивана Ильина и его наследие сегодня защищают те русские мыслители и публицисты, которые вполне могли бы его довольно жёстко раскритиковать. Действительно, как философ Ильин возрастал отнюдь не на русской православно-консервативной и не на славянофильской основе.
Неслучайно в юности его именовали "русским немцем": его интересовала исключительно немецкая классическая философия, которую Ильин прекрасно знал в оригинале, поскольку немецкий язык был его вторым родным. Мать Ивана Александровича, урождённая Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион, была немкой-лютеранкой и приняла Православие только после замужества.
Не избежал молодой Ильин и увлечения левыми идеями: восторгался первой русской революцией, публиковался (под псевдонимом) в революционном издательстве "Труд и воля" и одновременно глубоко изучал Гегеля. К слову, "любимого философа"... Владимира Ленина. Диссертация, которую Иван Александрович защитил в революционном 1918 году, была посвящена именно ему: "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Но, как видно уже из её тематики, Ильин, в отличие от Ильича, был "правым", а не "левым" гегельянцем. Религиозным, а не безбожным.
Мог ли Ильин покривить душой и встроиться в советскую систему? Легко. Он вполне мог вспомнить свою юношескую революционность и вступить в партию большевиков. Но к этому времени он уже стал вполне осознанным государственником, специалистом по государству и праву, автором работ "Общее учение о праве и государстве" и "О сущности правосознания". И вскоре после октябрьского переворота 34-летний Ильин посвятил юнкерам, павшим в боях с большевиками в октябре-ноябре 1917-го, статью "Ушедшим победителям", сделавшую мыслителя врагом новой власти:
Россия должна быть свободна от ига и будет свободна от него; от всякого ига; ибо русские предатели не лучше иноземцев и толпа не лучше тирана. Вы поняли это, и вы были правы. Вы, не колеблясь, поставили чувство собственного достоинства выше жизни; Родину - выше класса; право - выше силы; свободу - выше смерти. Вы сумели узнать врага народа, укрывшегося за личиною демократа, и врага России, принявшего облик революционера. Вами двигало чувство национальной чести и верное государственное понимание. Вас вдохновляла любовь к Родине. Знайте же: вы были глашатаями нового русского правосознания, и Россия пойдёт за вашим зовом.
Русское правосознание. Эта тема стала для Ильина одной из главных в его творчестве на многие годы. Ильин настаивал: это правосознание непременно должно быть монархическим. Даже если речь ещё не идёт о возрождении православной монархии. Вот как позже он напишет о творцах революционной смуты:
В открытую дверь хлынул поток окаяннейшего в истории напористого соблазна, и те, которые вливали этот соблазн, желали власти над Россией во что бы то ни стало. Они готовы были проиграть великую войну, править террором, ограбить всех и истребить правящую Династию; не за какую-либо "вину", а для того, чтобы погасить в стране окончательно всякое монархическое правосознание. Грядущая история покажет, удалось им это или нет. А на нас, на поколении русских людей, скорбью и мукой переживших эту революцию, лежит обязанность спросить себя, в чём же состоит сущность здорового, крепкого и глубокого монархического правосознания и как нам возродить его в России.
Неслучайно уже в 1918 году началась череда арестов и допросов в ЧК. Они вполне могли завершиться расстрельной стеной, но... вмешался Ленин. Есть версия, что этот "левый гегельянец" ответил на уже принятое решение о расстреле Ильина запретом: "Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле". Практически неизбежную казнь заменила высылка из России на одном из печально известных "философских пароходов".
Не желавший расставаться с Родиной философ не по своей воле и не из-за трусости, но вынужденно оказался на чужбине. И хотя это было в не чуждой ему Германии, Иван Александрович Ильин к тому времени уже был сложившимся русским православным консерватором и монархистом. Несмотря ни на что, именно эти идеи он последовательно отстаивал все оставшиеся три десятилетия земной жизни.
Ложь о "фашизме" Ивана Ильина
Изложению философии Ильина посвящено немало научных работ. И здесь нужно сказать, что он сильно отличался от других русских мыслителей своего времени. В первую очередь - системностью. Школа немецкой классической философии дала себя знать. Иван Александрович терпеть не мог философского словоблудия, а потому неслучайно называл своего современника Николая Бердяева "Белибердяевым". Насколько справедливо, другой вопрос, но в том, что Ильин был куда последовательнее в своих взглядах, - факт.
А взгляды эти были резко антикоммунистическими, без малейших попыток оправдать происходившее в России. Ильин был убеждён: богоборческий режим должен пасть. Хотя и не "любой ценой". Сегодня философа пытаются обвинить чуть ли не в фашизме: мол, он симпатизировал Муссолини и Гитлеру. Да, в этом есть доля правды. В своих статьях 1928 и 1933 годов эта симпатия прослеживается. Но нужно помнить, что в те годы очень многие видели в будущих кровавых диктаторах всего лишь сильных правителей, стремившихся восстановить национальное величие своих стран, а также их исконные христианские ценности и традиции, попранные по итогам Первой мировой войны.
На рубеже 1920-1930-х годов никто и представить не мог, что уже очень скоро пришедшие к власти демократическим путём гитлеровцы проявят свою антихристианскую расистскую сущность. Хотя ещё в 1925 году Ильин в своей классической работе "О сопротивлении злу силой" фактически предвидел, насколько опасно следование такому политическому злу:
Несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло - не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло, что в нём есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему удаётся уговорить себя, заговорить своё здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты, - угасают остатки сопротивления и осуществляется самопредание. И когда отвращение стихает и зло уже не переживается как зло, тогда приятие незаметно становится цельным: душа начинает верить, что чёрное - бело, приспособляется и уподобляется, становится сама чёрною. И вот уже одобряет, и наслаждается, и, естественно, восхваляет то, что даёт ей наслаждение. Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым.
Увы, в Русском Зарубежье было немало тех, кто настолько ненавидел коммунистический режим, что готов был объединиться хоть с бесом, лишь бы против большевиков. Вопреки лжи сегодняшних леволибералов Иван Ильин никогда к ним не относился. Вот лишь краткий перечень его противостояния с гитлеровцами, начавшегося с их приходом к власти в Германии. Из письма Ильина 1938 года, когда философ был вынужден бежать в Швейцарию:
"Гонение на меня в Германии началось ещё в 1933 году за то, что я дерзал быть русским патриотом с собственным суждением. Вот список.
• 1933. Апрель - июль. Первые посещения моего жилища политической полицией. Попытки разоблачить меня как "франкофила" или же использовать меня против остальной эмиграции. Мой отказ.
• 1933. Август. Обыск у меня. Арест (так и везли под стражей через весь город на полицейской открытой колымаге). Запрещение "заниматься политической деятельностью" под угрозой концлагеря.
• 1934. Апрель. Предложение мне как профессору Русского научного института заняться пропагандой антисемитизма во всём эмиграционном рассеянии. Мой категорический отказ.
• 1934.Июнь. Мне отказано в праве на работу.
• 1934. Июль. Я уволен в два счёта из Русского института.
• 1937. Октябрь. Два допроса в Гештапо.
Не служил ли я в Москве большевикам?
Ответ: Нет.
Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только через пять лет?
Ответ: Бог не допустил.
Не масон ли я?
Ответ: нет.
• 1938. Февраль. Вызов в Гештапо. Запрет всяких выступлений - по-русски, по-немецки".
А в сентябре 1941-го в Швейцарии, несмотря на близость нацистской Германии, Иван Ильин пишет текст, в котором камня на камне не оставляет ото лжи о его мнимой симпатии к нацистам. Этот текст в 2019 году вышел в 31-м томе собрания сочинений Ивана Ильина, а на сайте Научной библиотеки МГУ размещён pdf-файл его рукописи. Приведём характерный фрагмент этой статьи:
У России может быть много неприятелей в мире, но враг у неё один. Это есть единственный враг, который хотел бы и мог бы завоевать её, расчленить и поработить... Все разговоры о том, что эта война, по намерениям вторгающихся, имеет смысл "крестового похода" против коммунизма, суть разговоры лживые или глупые - лживые у пропагандирующих, глупые у доверяющих. Война эта ведётся не с коммунистами ради их "идейного свержения", а с Россией.
И далее, повторимся, ещё в сентябре 1941-го, когда нацисты подступили к Москве, Ильин пророчески пишет о том, почему гитлеровская Германия уже проиграла, перечислив 12 причин её неизбежного поражения. А уже после войны философ напишет статью "О фашизме", где досконально разберёт, почему крайне правые идеологии превратились в антихристианские тоталитарные движения.
Считая себя русским националистом, он отлично понимал, что националистическая гордыня не имеет ничего общего с той борьбой против коммунистической идеологии и за возрождение исторической России, которую Ильин до конца своих дней считал святым делом:
Фашизм совсем не должен был впадать в политическую "манию грандиозу", презирать другие расы и национальности, приступать к их завоеванию и искоренению. Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовёт к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа - значит, погубить его.
Иван Ильин и будущее России
И вот теперь мы подходим к тому, почему же Иван Ильин стал "любимым философом" Владимира Путина. Ответ прост. Философ был прекрасным политическим аналитиком, не неким "третьим глазом", а благодаря глубокому анализу, помноженному на христианскую интуицию, предвидящим будущее нашей страны.
Так, в своей послевоенной статье "Что сулит миру расчленение России" он фактически предрёк и распад СССР, и будущее восстановление разрушенной державы:
Мировая закулиса хоронит единую национальную Россию. Неумно это. Недальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежно на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть, прежде всего, великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своём призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!
А ещё до войны Ильин очень точно высказался о рекомой "Украине" и украинском сепаратизме. И этот текст, несмотря на уже имеющееся обилие цитат, стоит привести целиком: Украина признаётся наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишённое реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Отделившись, это государство предаёт само себя на завоевание и разграбление иностранцам.
Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой.
Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета на востоке при таком расчленении. Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России. В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства...
Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История ещё не сказала своего последнего слова.
История ещё не сказала своего последнего слова. Но, словно вслед за Иваном Ильиным, она произносит эти слова сегодня. И неслучайно Владимир Путин в сентябре 2022 года на церемонии подписания договоров о принятии в состав России Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей в своей "Георгиевской речи" процитировал именно этого мыслителя:
Если я считаю моей родиной Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух - мой дух; его судьба - моя судьба; его страдания - моё горе; его расцвет - моя радость.
Слова поэтические, не вполне вписывающиеся в образ сухого системного философа. Но именно таким был Иван Александрович Ильин, в котором строгая система мысли сочеталась с глубокой православной верой и искренним, нелицемерным патриотизмом.
Что с того?
Но стоит ли записать Ильина в "классики", ученье которых "всесильно, потому что оно верно"? Вот уж точно Иван Александрович этому противился бы больше других. Безусловно, его философия и политическая публицистка - не Священное Писание, хотя во многом основывается на библейских текстах и святоотеческих творениях. Безусловно, в его сочинениях можно найти и противоречия, и ошибки.
Нет комментариев