Школа находилась в рабочем районе города. Нравы живущих там людей и их детей были суровые и воинственные. То и дело происходили жестокие пьяные драки взрослых, что оказывало влияние на детей. Диме, непохожему на своих сверстников, приходилось постоянно самоутверждаться. Не помогала даже бабушка, которая провожала и встречала его из школы (на пути туда был очень опасный перекресток, где часто случались аварии и наезды на людей, поэтому мы боялись отправлять Диму одного), — часто он уже успевал подраться. Школа и улица производили в характере Димы свою коррекцию. Из ласкового, нежного, стеснительного мальчика он превращался в резкого, решительного бойца. Сам он никогда не задирался, но спуску не давал никому, невзирая на возраст и количество соперников, дрался до победы, как последний раз в жизни. Екатерина Павловна рассказывала, как однажды дачные ребятишки стали задирать его из-за какого-то пустяка.
У папы Шуры на работе наступали перемены. Ушел из института ректор, заведующий кафедрой профессор Баранов. Кафедру начали потихоньку «прижимать». Шуре предложили работу на кафедре химии в Вологде. Он дал согласие. Мы решили, что он поедет один, осмотрится, дождется, когда ему дадут квартиру, а затем к нему приедем мы.
Наш папа уехал. Дима оценил обстановку по-своему — как полную свободу и самостоятельность. Посещать две школы? Зачем? Учить уроки по музыке, ходить четыре раза в неделю в музыкальную школу, да еще и основную школу посещать! Это слишком! А тут футбол, друзья на улице, какая еще музыкальная школа? Вначале молча, не говоря никому, начал пропускать занятия. Вскоре соседка бабушки увидела Диму во время музыкальных занятий на рынке рядом со школой. Мы с бабушкой решили подождать, понаблюдать, что будет дальше.
В воскресение мы с Димой были дома вдвоем. Я спросила:
— Дима, а почему я не слышу, чтобы ты играл на пианино?
Дима, собравшись с силами, очень решительно мне ответил:
– Мне надоела такая жизнь. Я музыку решил бросить!
Разговор получался, прямо сказать, неприятный. Я попыталась говорить с ним как со взрослым:
– Знаешь, Дима, мы уже много лет наблюдаем, ищем у тебя способности к чему-то, что явилось бы твоим призванием на всю жизнь. Я не думаю, что ты сможешь стать врачом, инженером, учителем или еще кем-то. Я не вижу, чтобы ты чем-то увлекался. Нам не хочется, чтобы ты занимался в жизни не своим делом, как папа. Ты видишь, наверное, что его призвание — музыка, а он занимается химией. И знаешь почему? У него нет документа о музыкальном образовании. В нашей стране на все нужен документ. Мы, несмотря на твое нежелание учиться чему-нибудь, в том числе музыке, все-таки видим у тебя музыкальные способности. Ты обладаешь хорошим музыкальным и вокальным слухом, у тебя хорошие руки, хороший, чистый голосок. Может быть, ты будешь петь, когда вырастешь. Музыка может стать твоей основной специальностью, и ты не допустишь той ошибки в жизни, которую совершил папа.
– Нет, я решил бросить музыку!
Комментарии 3