Здравствуй, пятница, 13-ое… В 2024 году их на удивление не много, всего 2: сегодня и в декабре… С этим днем, как известно, издавна связано множество народных суеверий….
Мы не стали вдаваться в суеверные подробности, а решили узнать, как наши предки-славяне пытались оградить себя от всяческих несчастий и нечисти… Разговор пойдет о том, как изготавливали обереги, в какие их магические свойства верили и для чего носили…
От полыни до когтя медведя: обереги славян
Люди с древности наделяли магическими свойствами самые разные предметы: зубы и шерсть диких зверей, колючие травы, даже домашнюю утварь вроде ложек, ковшей и ухватов. Оберегами от несчастий могли служить не только вещи, но и особые символы или заговоры. А небольшие предметы, которые носили с собой или вешали в доме для защиты от злых сил, часто называли амулетами. Рассказываем, кто изготавливал обереги, от чего они защищали и как их полагалось использовать.
Украшения как защита от беды
Павел Чистяков. Голова девушки в повязке (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Археологи находят амулеты в захоронениях разных веков. Иногда это единичные экземпляры, но чаще их сразу несколько. Магические предметы в народе ценили, бережно хранили и передавали по наследству. Амулеты подвешивали на кожаном шнурке на шею или пояс, пришивали к одежде или головному убору, добавляли к украшениям, носили в карманах и сумках.
Подвеска-лунница. X-XIII века. Государственный исторический музей, Москва
Оберег часто состоял из нескольких деталей – например, звериной косточки, корня растения, металлической фигурки. Использовали такие вещи не только для людей, но и для домашней скотины: их надевали на шею животному или вставляли в отверстия в рогах.
Пояс-оберег из шерстяных и льняных ниток. 1918 год. Верхнекамский исторический музей, Кирс, Кировская область
У славян особым оберегом считался металл. Золотые серьги и монеты якобы обладали охранными качествами, деньги пришивали к одежде или головному убору. В погребениях и кладах также находят обережные подвески из серебра, железа, бронзы, сплавов меди с оловом. Когда мастера ковали такие фигурки, то соблюдали особые ритуалы. В селениях верили, что кузнецы сродни чародеям и владеют магическими знаниями, так как им подвластны огонь и железо. Так что в подобных амулетах соединились несколько верований: в защитную силу металла, обережную форму предмета и магическую силу мастера.
Оберег «Бубенчик». X-XIII века. Дубенский районный краеведческий музей, поселок Дубна, Тульская область
Подвески в виде животных – одни из самых ранних на Руси. По мнению историков, такие амулеты восходят к древним верованиям о священном тотемном животном – своем для каждого рода. Тотем-зверь, как считалось, передавал людям силу, ловкость и мудрость, защищал их от опасностей и болезней. Мастера X-XIV веков изготавливали обережные фигурки лошадей, собак, оленей, зайцев, змей и лягушек. Это мог быть как зверь целиком, так и его голова, когти или зубы.
Подвеска-оберег ключик. XI-XII века. Музейный историко-культурный комплекс, поселок Шилово, Рязанская область
Другой вид металлических оберегов представлял собой миниатюрные предметы из повседневной жизни. Кузнецы изготавливали крошечные ключи, гребни, маленькие бритвы, топоры, ножи. В захоронениях женщин археологи чаще находят фигурки домашней утвари – например, ложечки и ковшики. Обычно такие обереги носили на цепочках вместе с другими украшениями. Считалось, что они привлекают достаток и благосостояние.
Подвеска-оберег стремя. XI-XII века. Музейный историко-культурный комплекс, поселок Шилово, Рязанская область
Из серебра отливали подвески-лунницы в форме полумесяца. Самые древние серебряные изделия относятся к X-XI векам, в то время их могли позволить себе только знатные женщины. Позже появились лунницы из бронзы, их уже носили девушки разных сословий и достатка. Такие предметы считались оберегами для счастливой семейной жизни.
Подвеска-оберег топорик. XI-XII века. Музейный историко-культурный комплекс, поселок Шилово, Рязанская область
Иногда к амулетам подвешивали бубенчики, чтобы они отпугивали звоном нечистую силу. Привески из бронзы особенно часто встречались на севере Руси. Бубенчики надевали в важные моменты жизни человека: на свадьбу, во время болезни, на похороны. Такие события считались переходом из одного жизненного этапа в другой, а подобные переломы воспринимались как время особой уязвимости, когда человеку особенно угрожают злые духи.
Обереги из шерсти и клыков
Михаил Нестеров. Пустынник и медведь (фрагмент). 1925. Национальный Художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
В древности люди верили, что целого зверя магически заменяет какая-нибудь его часть. Поэтому оберегом считали частичку животного – как правило, зубы, кости и шкуру, символ жизненной силы существа. К амулетам также относились крылья летучих мышей и когти хищных птиц. Их обычно изготавливали колдуны или знахари.
Оберег из кости животного. VI-X века. Белгородский государственный музей народной культуры, Белгород
«Знахарь – это не колдун. Ему известны только заговоры и целебные травы, и он выполняет главным образом функции врача. С последствиями колдовства он борется с помощью заговоров и оберегов». Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»
Подвеска-оберег в виде птицы. X-XII века. Подольский краеведческий музей, Подольск, Московская область
Когти и зубы символизировали смелость и готовность к сражению, обычно их носили на шее мужчины. К хозяину такого оберега, по поверьям, переходили сила, мудрость и другие качества зверя. Когти хищников в металлической оправе защищали от сглаза, их могли носить и женщины.
Реже встречались обереги из лап, хвостов, голов или позвонков животного. А совсем редкие делали из внутренних органов: исследователь фольклора Александр Афанасьев описывал высушенное волчье сердце как защиту от болезней.
Амулет из клыка медведя. XIII-XIV века. Тверской краеведческий музей, Тверь
Обереги из животных не только носили на себе или крепили к одежде, их также вешали в доме или во дворе, чтобы отвести порчу.
Например, волчий клык помещали над колыбелью, а лошадиный череп – на заборе: «Севернорусские пчеловоды помещают на заборе своей пасеки лошадиный череп. Это пережиток древнего обычая выставлять какую-либо часть принесенного в жертву животного. Теперь это считается оберегом от дурного глаза». Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»
Полынь как средство от русалок
Николай Рерих. Весна священная (фрагмент). 1945. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В народе оберегами считали многие травы, особенно жгучие, колючие или сильно пахнущие, – крапиву, базилик, шиповник, лук, чеснок. Резкий запах и колючки, по поверьям, отпугивали злых духов. Части стеблей, листьев или корней складывали в небольшой мешочек, держали при себе или клали в том месте, которое хотели защитить – например, под порог дома, у входа или на окнах.
Майская полынь. 1936. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Русские крестьяне опасались русалок и верили, что те могут утопить человека или защекотать до смерти. Особенно опасными эти потусторонние девы считались перед Троицей, на Русальной неделе, которую еще называли Зелеными святками. Для защиты от нечисти деревенские девушки вплетали в косы полынь, плели из нее венки и носили их под мышками. Если при встрече с русалкой травы при себе не оказалось, нужно было произнести слово «полынь», чтобы отогнать нечисть. Другие растения, как считалось, тоже помогали от потусторонних сил. «Даже венки на голове тоже являются средством защиты от русалок, а венки из освященных трав, повешенных в хлеву, – оберегом от ведьм», – писал этнограф Дмитрий Зеленин.
Кукла-оберег «Травница». 2012. Музей истории Изобильненского района, Изобильный, Ставропольский край
Венок из колосьев. 1905. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Суеверные люди верили и в обережные свойства камней и минералов. Твердость и прочность породы, по поверьям, переходила к хозяину амулета: человек якобы мог выдержать удар так же, как крепкий камень. К таким оберегам относилась громовая стрела – так обозначали породы, которые получались после удара молнии в песок, или необычные находки в земле – например, древние раковины продолговатой формы. Иначе их называли «чертовыми пальцами» и носили при себе для защиты от порчи, колдовства и грозы.
Где хранить подкову на счастье
Иван Горохов. В избе (фрагмент). 1895. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область
В народе верили, что защитными свойствами обладают бытовые предметы. Кочерга, метла и топор якобы оберегали людей и скот от злых духов. Лошадиный хомут, по поверьям, связывал земной и потусторонний мир, он же служил оберегом от загробных сил. Считалось, что если посмотреть через него, то можно увидеть домового и лешего.
Метла. 1935. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Верили, что метла у двери дома охраняет от упырей, а если ударить ей ведьму – та убежит. Печной ухват символически заменял рога животного. «…Рога служат для ребенка и его матери, особенно для роженицы, оберегом от злого духа и от дурного глаза. В наши дни таким оберегом чаще всего служит печной ухват, форма которого и название «рогач» напоминают о паре рогов», – писал этнограф Дмитрий Зеленин.
Оберег домашнего очага. XX век. Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева, Владивосток
Ключ и замок символизировали замыкание, поэтому с их помощью как бы закрывали путь неприятностям. Запертый замок вешали во время эпидемий на двери домов, где жили еще не заболевшие люди. С этим предметом ходили на суд, чтобы «замкнуть» речи недоброжелателей.
«В иных местах кладут под порог замок в то время, когда молодые идут к венцу, и, лишь только они перешагнут порог, как вещие старухи берут замок, запирают его и хранят, а ключ закидывают в реку; от этого молодые будут жить хорошо». Владимир Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Подкова, прикрепляемая над дверью. 1-я половина XX века. Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
Один из распространенных оберегов от сглаза, болезней и порчи – подкова, ее вешали над дверями или прибивали на пороге: верили, что дальше нее нечисть и болезни не пройдут. Если у коров внезапно пропадало молоко, люди говорили, что его украли ведьмы, поэтому в хлеву тоже вешали подкову. У оберега было и другое значение: он якобы мог притягивать благо и богатство к хозяину дома, сулил удачу и большой приплод скота.
Материал подготовлен с использованием данных гуманитарного просветительского портала «Культура.РФ»
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Приглашаем на классику! Доступна по «Пушкинской карте»!
«Словно гигант между пигмеями, до сих пор высится между множеством quasi-русских трагедий пушкинский «Борис Годунов», в гордом и суровом уединении, в недоступном величии строгого художественного стиля, благородной классической простоты...» – написал критик Виссарион Белинский о произведении, ставшем первым образцом подлинно реалистической исторической драмы. Читать «Бориса Годунова» будет народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Евгений Князев в сопровождении муниципального симфонического оркестра г. Прокопьевска под руководством Заслуженного работника культуры РФ Сергея Толстых. Обладающий уникальным дарованием – под
«Словно гигант между пигмеями, до сих пор высится между множеством quasi-русских трагедий пушкинский «Борис Годунов», в гордом и суровом уединении, в недоступном величии строгого художественного стиля, благородной классической простоты...» – написал критик Виссарион Белинский о произведении, ставшем первым образцом подлинно реалистической исторической драмы. Читать «Бориса Годунова» будет народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Евгений Князев в сопровождении муниципального симфонического оркестра г. Прокопьевска под руководством Заслуженного работника культуры РФ Сергея Толстых. Обладающий уникальным дарованием – подвижной психофизикой, ярким темп
Единое пособие на ребенка можно получать только до его 17 лет
Выплату получают семьи с доходом ниже прожиточного минимума в регионе их фактического проживания. Кого включают в состав семьи? - заявитель - супруг или супруга заявителя - дети Оформленное на ребенка единое пособие прекратится, когда ему исполнится 17 лет. Однако при расчете среднедушевого дохода его будут включать в состав семьи до 18 или 23 лет при очном обучении. Обратите внимание, что при заключении ребенком брака до 23 лет, его не возьмут в расчет даже при вышеперечисленных условиях.
Близится зима, начались первые заморозки. В полном разгаре – отопительный сезон. Владельцы частных жилых домов, загородных и садовых домиков, а также квартир в многоквартирных жилых домах с печным отоплением начали эксплуатировать отопительные печи. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления, а также нарушение правил устройства отопительных печей – одна из первостепенных причина пожаров в период отопительного сезона.
Помните о правилах эксплуатации печного отопления!
Перед началом отопительного сезона печи и дымоходы необходимо прочистить, отремонтировать и побелить, заделать трещины. Печь, дымовая труба в местах
Питание – один из наиболее важных аспектов здорового образа жизни. В организме человека нет ни одного органа и системы, нормальная работа которых не зависела бы от питания. Кроме того, научно доказана связь между лишним весом и развитием основных хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и некоторых онкологических. При этом только 30 % проблем с весом вызваны генетическими сбоями, приобретенными или врожденными болезнями, экологией. В остальном развитие ожирения связано с неправильным, несбалансированным питанием. В связи с этим сложно переоценить значимость здорового питания, использования качественных и безопасных продуктов. Чтоб
Льготы по ЖКХ : актуальные меры поддержки на портале вкузбассе.рф
Работа с субсидиями на коммунальные платежи для жителей региона стала удобнее и доступнее. У кузбассовцев появилась возможность онлайн оформлять региональные выплаты и компенсации через региональный портал государственных и муниципальных услуг вкузбассе.рф. Гражданам льготных категорий больше не нужно распечатывать чеки и сверять бумаги. Если вы оплачиваете ЖКХ онлайн, через приложение банка или по QR-коду, все квитанции сохраняются в архиве приложения – их остаётся только скачать и загрузить в личный кабинет на портал вместе с заявлением. Более того, вкузбассе.рф предоставляет возможность напрямую запрашивать выписки и спра
4 ноября во Дворце культуры им. Артема в честь Дня народного единства прошла праздничная программа «Вместе мы едины». Творческие коллективы ДК подарили прокопчанам настоящий музыкальный праздник! В фойе ДК, в котором проходила программа, практически не было свободных мест. Гости концертной программы с удовольствием подпевали и хлопали коллективам. В первой половине программы в зале звучала русская народная и авторская песня. И со словами, и в инструментальном исполнении. Помогли зрителям соприкоснуться с русской душой, с мудростью и глубиной народной культуры хор русской песни «Родники Сибири» (художественный руководитель – Надежда Ганзий) и
В минувшую субботу, 2 ноября, во Дворце культуры г. Салаира Гурьевского округа прошел Гала-концерт победителей регионального фестиваля-конкурса народных хоров «Поющий край». В нем принял участие народный самодеятельный коллектив хор русской песни «Родники Сибири» (художественный руководитель – Надежда Ганзий) Дворца культуры им. Артема. За звание лучших на «Поющем крае» боролись более 110 хоров и ансамблей со всех уголков Кузбасса. Более 3000 певцов из детских, профессиональных и учебных, любительских коллективов и хоров ветеранов представили свое творчество на фестивале. Отборочные туры прошли в 6-ти муниципальных образованиях региона. На одном из них, в п. Трударм
Чем дальше в осень… тем больше грустных четвероногих друзей человека встречается на фото… А мы вновь предлагаем вам поулыбаться от души… И общими усилиями создать новый мем Вопрос: о чем грустит мопсик?! Пишите свои идеи в комментариях и следите за нашими новостями: в понедельник мы обязательно покажем, о чем он грустит… #шутки#мемы #юмор#угадаймем #Вопрос_дня#улыбнись
В первые ноябрьские дни традиционно проходит множество мероприятий, посвященных Дню народного единства. Детский отдел ДК им. Артема не остается в стороне от этого важного праздника. В этом году сотрудницы ДК 1 ноября провели тематическую музыкальную программу «Моя Россия – это Я», приуроченную к празднику, для учащихся младших классов прокопьевской школы № 1. Вместе с ведущими – девушками разных национальностей – ребята говорили о том, что Россия – многонациональная страна, о традициях россиян, о важности дружбы между народами. Ведущие рассказали ребятам об истории праздника –Дня народного единства, играли с участниками в традиционные народные игры русских, татар и дру
Остаётся меньше двух месяцев, чтобы потратить средства с «Пушкинской карты». Уже 1 января 2025 года на карту начислят новую сумму. Найти подходящее мероприятие и купить билеты можно в мобильном приложении «Госуслуги Культура», на портале Культура.РФ или на сайтах организаций-участников программы.
(Подкараулил Демида Пекшева – Пушкина видеограф Алексей Коротких)
Нет комментариев