Февраль 2023 года, ВК Музей полярной авиации.
13 февраля 1934 года весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. Пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену, вовлечен в дрейф и раздавлен. 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи. Временами «Челюскин» подвергался сильным ледовым сжатиям. Учитывая реальную угрозу гибели судна, часть аварийного запаса была заранее выгружена на лед. 13 февраля начались интенсивные подвижки льда, сильное сжатие, дул семибалльный северный ветер, была пурга. Мороз достиг 30° Цельсия, и в 15 часов 30 минут в 155 милях от побережья Чукотки в счислимых координатах 68°18′ с.ш. и 172°51′з.д. судно затонуло. Итак, на льду осталось 104 человека, среди них дети и женщины.
Еще шла выгрузка аварийного запаса и всего возможно, а на льду уже стали срочно ставить палатки. Вечером все получили теплую одежду и спальные мешки. Продовольствие собрали в одно место. 14 февраля плотники начали строить большой барак из леса, выгруженного или, большей частью, всплывшего на поверхность в том месте, где ранее стоял «Челюскин». Там же всплыли спасательные боты, шлюпки и несколько бочек горючего. Все, что всплывало, вытаскивалось на лед.
Установили связь и связались с Уэленом. Первая радиограмма, отправленная из лагеря, начиналась словами: « 13 февраля в 15 часов 30 минут, в 155 милях от Уэлена, «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…».
Уже 15 февраля полный текст этой радиограммы появился на первых страницах центральных газет не только нашей страны.
17 февраля Шмидт сообщил: «Точный учет выгруженного продовольствия показал, что его хватит на всех нас на два месяца при полной норме. Имеем вдоволь топлива, керосин для освещения …»
Борьба за спасение челюскинцев началась немедленно. Совнаркомом СССР была организована правительственная комиссия, возглавил которую заместитель председателя Совнаркома В.В.Куйбышев. Правительственной комиссией было принято решение послать в лагерь Шмидта 12 самолётов из трёх пунктов, а из Ленинграда – ледокол «Красин».В Правительственную комиссию и в редакции центральных газет приходило множество писем. Добровольцы предлагали свои услуги и проекты спасения. Чего только не придумывала их фантазия: воздушные шары-прыгуны, катапульты для самолётов, танки-амфибии, подводные лодки и т.д. Но комиссия пришла к заключению, что только самолёты могут стать реальным спасательным средством.
Фото из семейного архива полярного лётчика М. Водопьянова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев