Октябрь 2024 года, Сергей Токарев.
Красноярский край единственный сибирский регион, на территории которого во время ВОВ были бои. Вы наверняка слышали про оборону Диксона
Через Северный морской путь во время ВОВ шли караваны судов ленд-лиза, и чтобы этому помешать в 1942 Германия проводит операцию «Вундерланд». Подводные лодки и боевые суда заходят в северные воды, чтобы выслеживать и топить грузовые конвои.
В рамках этой операции до Диксона дошел тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». Помимо уничтожения транспортных судов у него были еще дополнительные задачи - разрушение портовой инфраструктуры и захват данных. А Диксон был ключевым поротом СМП и на него планировалась высадка десанта.
Вероятно всё бы случилось. Однако перед этим крейсер потерял разведывательный самолет и полностью оценить обстановку в порту не мог: с какой стороны к нему подходить, что имеется на берегу и пр. В итоге крейсер заметили. Сначала на него вышел сторожевой корабль «Дежнев», а потом крейсер обстреляли с береговой батареи. Точнее с двух орудий, которые еще не успели демонтировать. Остальные были уже погружены на баржи для переброски на Новую Землю, так как считалось, что в Диксоне они не пригодятся, ведь Карское море - глубокий тыл. А вот западнее необходимость в них была существенная.
В итоге боя немецкий крейсер решил отступить и Диксон выстоял. В память об этом событии один мемориал поставили на материковой части поселка, а второй на острове, где захоронены моряки, погибшие при обороне. Эти места и изображены на фото.
Однако это было не единственное столкновение с немецким флотом в нашем крае. Также в 1942 была уничтожена полярная метеостанция на острове Уединения в центральной части Карского моря. А в 1944 произошло нападение на станцию "Мыс Стерлегова", которая находится так же на Таймыре, но еще севернее.
Это, что было на материке, не считая атак в открытом море.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Спастись удалось лишь 3 заключённым, которые сумели доплыть до острова, где находилась советская полярная станция. Одним из этой счастливой троицы был мой родной дед - М. Ф. Байкалов, казак из станицы Монок Минусинского уезда, осуждённый в 1937 году по печально знаменитой 58-й статье как враг народа.
Немецкие подводные лодки за годы войны нанесли серьёзный урон советским арктическим конвоям, в составе которых транспорты которых везли импортные грузы и оборудование по Севморпути. Например, сравнительно недавно на дне был обнаружен грузовой пароход "Тбилиси", потопленный летом 1943 года. Ранее этот пароход носил наименование «Ramses» и был 1912 года постройки. В 1933 году судно было куплено Советским Союзом. Во время войны в составе полярных конвоев перевозил различные грузы. Известно, что судно затонуло в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, «Тбилиси» выполнял грузовой рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой. Пароход затонул на глубине около 12 метров. Погибли два человека из состава экипажа.Остальны...ЕщёДальше так же было не просто. С августа по сентябрь 1943 года советские посты ВНОС ПВО СФ не менее 80 раз обнаруживали неизвестные субмарины, действовавшие вблизи наших берегов.
Немецкие подводные лодки за годы войны нанесли серьёзный урон советским арктическим конвоям, в составе которых транспорты которых везли импортные грузы и оборудование по Севморпути. Например, сравнительно недавно на дне был обнаружен грузовой пароход "Тбилиси", потопленный летом 1943 года. Ранее этот пароход носил наименование «Ramses» и был 1912 года постройки. В 1933 году судно было куплено Советским Союзом. Во время войны в составе полярных конвоев перевозил различные грузы. Известно, что судно затонуло в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, «Тбилиси» выполнял грузовой рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой. Пароход затонул на глубине около 12 метров. Погибли два человека из состава экипажа.Остальных удалось спасти.
Всего же в акватории Карского моря погибли более трёх десятков советских транспортов и боевых кораблей, а также более полутора тысяч военных или гражданских моряков, гражданских специалистов и полярников. В том числе, погибло и почти все руководство Беломорской ВМБ.