Дагда
Дагда (Эохаид Оллатар, Руад Рофесса) - "хороший, добрый бог" - в ирландской мифологии один из богов Племен богини Дану, хозяин котла изобилия. Причем “хороший” не из-за его духовных качеств, а по причине разнообразия его навыков.
Дагда, персонаж многих древнеирландских легенд, воплотил в себе черты, которыми кельты наделяли всемогущих представителей царства мертвых, божественных правителей мира. Дагда обычно изображали в виде великана с громадной палицей, облаченного в простые крестьянские одежды, в частности - короткую рубаху, из-под которой виднелись его ягодицы. Кельты любили показывать его в таком облике, чтобы подчеркнуть его сексуальность и плодородие. Палицу же приходилось везти на повозке. Одним концом своего оружия он разил врагов, а другим возрождал к жизни мертвых. Кроме того, у Дагды были две волшебные арфы — Даурдабла («Дуб двух зеленей») и Койр Кетаркуйр («Песнь четырёх углов»). Жил Дагда на холме Бруиг, а его женой являлась река Войн, отождествляющаяся в кельтской мифологии с божеством.
Он считался богом-отцом и главой клана Туатха Де Данаан и отцом многих из богов. От богини Боанн, супруги Нехтана, у него родился сын Энгус Мак Ок. Кроме того, Дагда считался отцом короля сидов Бодб Дерга, Кермата, Мидира, Ане и богини Бригиты.
Существуют варианты кельтских легенд, в которых Дагда предстает как бог, покровительствующий хорошим урожаям и обладающим безграничной властью над явлениями природы. Так, согласно преданиям, Дагда мог управлять грозой, молнией, градом, дождями и т. п. Видимо, по этой причине его имя иногда ставят в один ряд с именами богов войны и разрушения. В некоторых мифах его называют "Эохаид, отец всех", что свидетельствует о глубоком уважении, которое выказывали кельты к этому герою.
Дагда считали мудрым, всеведущим чародеем и великим воином. Он требовал беспрекословного подчинения и вел Племена богини Дану в бой, поражая любого, кто осмеливался ему перечить.
Накануне второй битвы при Мойтуре, во время новогоднего перемирия, он посетил неприятельский лагерь фоморов, где для него приготовили кашу из молока, муки, сала, свинины и козлятины, которой хватило бы для пятидесяти человек. Под страхом смерти фоморы приказали Дагда все это съесть, что он и исполнил с помощью огромного черпака. Испытание временно превратило Дагда в толстяка, но не помешало ему заняться любовью с фоморской девушкой, пообещавшей в знак благодарности обратить свою магию на пользу Племен богини Дану.
Он являлся в облике великана с огромной палицей. Оружие его обычно возили на повозке. Один конец палицы без промаха разил врагов, а второй был способен возвращать мертвым жизнь.
Дагда обитал на холме Бруиг. Иногда о нем говорили как о боге урожая, который делал землю плодородной и управлял явлениями природы. Он был способен управлять молниями и грозами, посылать людям долгожданный дождь или наоборот - град, который был способен уничтожить растения. Из-за этих проявлений его силы Дагду иногда считали богом разрушения.
Кельты считали его всеобщим отцом, выказывали к божеству огромное уважение. Дагду называли великим воином, героем и чародеем. Он вел войско в бой и был способен поразить любого, кто осмелился перечить ему.
Считалось что Дагда - владыка неиссякаемого котла. Каждый из живущих на земле находил в этом котле пищу, которая соответствовала его заслугам. Поэтому никто не мог быть недоволен тем, что в итоге получал.
Дагда играл на настоящей живой арфе, которая называлась Уатини. Когда бог брал ее в руки, времена года шли правильным чередом: весна обязательно сменяла зиму, а жаркое лето наступало после весны. Дагда - бог, которое обожает овсяную кашу.
Перед вторым сражением при Маг Туиред, когда было принято новогоднее перемирие, бог посетил лагерь врагов-фомoров. Там он отведал кашу из сала, с добавлением мяса, муки и молока. Угощения хватило бы, чтобы накормить пятьдесят человек. Но богу под страхом смерти пришлось съесть ее. Бог-великан справился с поеданием каши при помощи гигантского черпака.
Из-за испытания бог временно стал настоящим толстяком, что не помешало ему очаровать деву из фоморов. Впоследствии, пылая чувствами к богу, обратила собственную магию в пользу врагов - Племен Дaну.
Изображаемый в облике седовласого старика Дaгда слыл непобедимым воином. Сражаясь с фоморами, он сумел пленить однорукое чудовище, имевшее четыре головы и сто ног. Он приволок существо, называемое Мата, к камню Бенна и уничтожил его.
В старинном ирландском трактате «Выбор имён» рассказывается о том, что Дагда был богом земли; у него был котёл под названием «Неиссякающий» — одно из четырёх главных сокровищ Племён богини Дану (другими были меч Нуаду, пика Луга и Камень Судьбы, или Файлский камень). Согласно легендам, в этом котле каждый находил себе пищу в соответствии со своими заслугами, и поэтому никто никогда не оставался им недоволен. Дагда, считавшийся большим любителем и неутомимым поедателем овсяной каши, служил отражением примитивного сознания архаичных народов, питавшихся в основном зерном[2]. Места, связанные с ним или названные в его честь, включают холм Уснех, Грианан Айлеха и Лох-Ней.
В древнем предании о второй битве при Маг Туиред, сохранившемся в составе Харлейского манускрипта, дано описание одеяний бога. На нём была коричневая рубаха с широким вырезом на вороте, едва прикрывавшая его бёдра, а поверх неё — широкая накидка, ниспадавшая с плеч. На ногах у него были башмаки из конской шкуры волосом наружу. Он повсюду таскал или, лучше сказать, возил за собой на колесе восьмизубую боевую палицу, оставляющую глубокую борозду, напоминавшую границы между владениями. Именно ей он был обязан своей славой непобедимого воина. В битве между богами и фоморами Дагда совершил славные подвиги; так, однажды он захватил в плен однорукое, четырёхголовое и стоногое чудовище по имени Мата, приволок его к «камню Бенна», что неподалёку от реки Бойн, и там убил его.
Дагда стал Верховным королём Племён богини Дану после ранения Нуаду. От богини Боанн (Бойн), супруги Нехтана, у него родился сын Оэнгус, или Энгус Мак Ок. Всего у Дагды было семеро детей, из которых наибольшей известностью пользуются Бригита, Оэнгус, Мидхир, Огма, король сидов Бодб Дирг (Бодб Рыжий).
Благодаря своим атрибутам: котлу и палице, Дагду часто сравнивают с галльскими божествами Сукеллом и Огмием (первый изображался с молотом, второй — с дубиной). Кроме того, у Дагды была волшебная арфа, которая имела сразу два имени — «Древо двухголосое» «Четверозвучная десница». Она не могла издать ни звука без позволения своего хозяина.
В одной из старинных историй, сохранившихся в составе Лейнстерской книги, говорится, что когда боги делили между собой сиды, Оэнгуса на месте не оказалось. Вернувшись, он тут же потребовал у своего отца, Дагды, отдельный сид для себя. Дагда отвечал, что свободного больше не осталось, и тогда Оэнгус сделал вид, что смирился и попросил дать ему хотя бы побыть в отцовском сиде Бруг-на-Бойн всего на один день и одну ночь. Дагда согласился, однако, когда день и ночь миновали, Оэнгус наотрез отказался уходить из кургана. В своё оправдание он заявил, что ему было позволено остаться на день и на ночь, а ведь именно из дней и ночей и состоит вечность; поэтому он имеет право остаться в этом сиде навсегда. Дагда вполне удовлетворился таким объяснением и покинул лучший из своих дворцов.
В качестве дара принимает золотые дубовые листья, желуди, отвар из желудей, кофе и шоколад. https://9mirov.forum2x2.ru/t5539-topic #Девятьмиров #мифология
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1