Продолжаем цикл статей про женские головные уборы, дабы развеять миф, что на Руси носили только платки да кокошники.
Повойник один из самых древних головных уборов на Руси. Был известен еще в XIII—XVII веках под термином "подубрусник" . Если заглянуть в словари, то мы найдём такое определение:
| Повойник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, сдериха, подубрусник;) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы.
Повойник - нижний головной убор. Он являлся составной частью более сложных уборов, таких как сорока, кичка рогатая, кокошник. Его основное назначение - беречь власы от спутывания, а верхний убор - от загрязнения. В старину в одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось.
Поскольку повойник носили только замужние женщины, то обряд его надевания был одним из центральных моментов свадьбы. Вспомним, в статье про кику, я писала, что, когда играли свадьбу на молодую надевали кичку молодухи. Повойник же надевался как раз под кику.
| Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась.
(с) В. И. Даль.
Главное отличие причёски славянской замужней женщины от девичей - замужняя волосы заплетала в две косы и покрывала голову, а девушки носили космы открытыми, заплетая их в одну косу.
В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором, а во второй половине XIX века он стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор.
Однако, и тогда повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в Древней Руси выходить на улицу в одном головном уборе, без платка, или находиться только в нем дома при чужих, а иногда и при домашних, считалось неприличным. В первые два десятилетия XX века повойник с платком был главным убором замужних крестьянок. Он легко вытеснил старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки.
Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из недорогих тканей, а праздничный шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блёстками.
Рассматриваемые головные уборы уже со второй половины XIX века носили не только крестьянки, но и женщины более статусные из небольших провинциальных городов России. При этом географически повойники нашли широкое примирение как в центральной России, так и в Сибири.
Виды и способы повязывания повойников:
- В северных и центральных губерниях в ходу были головные уборы с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке.
У крестьян южных губерний было принято изготавливать из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.
Похожие на детский чепчик: с полуовальной задней частью и широким околышем. Они завязывались под подбородком, а не на затылке.
В некоторых северных губерниях поверх повойника надевалась косынка, которая закрывала всю голову. Её два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые золотом концы раскладывались направо и налево от центра. Это был праздничный вариант. В будние же дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке, подбирая под него третий конец.
https://www.kp.ru/daily/27632/4983102/?from=tg )
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев