Роковой день 22 июня 1941-го "Ташкент" встретил на заводе в Николаеве, где проходили финальные работы по монтажу вооружения, докованию и покраске его корпуса.
Так как подготовка корабля еще не была завершена, долгожданный приказ следовать в Севастополь поступил почти через месяц – лишь в середине июля.
⠀
По иронии судьбы обычный переход от заводской стенки на главную базу Черноморского флота, который не должен был занять и суток, мог закончиться плачевно.
Едва отойдя от причала, "Ташкент" попал под удар внезапно навалившего ливня и шквала.
Лидер к тому времени все еще спускался вниз по реке Южный Буг, и любой порыв ветра мог снести его с курса и посадить на мель.
Пришлось бросить якорь на фарватере и ждать, когда шторм стихнет.
Затем "Ташкент" продолжил свой первый поход военного времени и открыл счет встречам с противником – зенитчики 2 раза открывали огонь по немецким самолетам.
В скором времени лидер благополучно добрался до Севастополя.
⠀
В августе лидер вместе с тремя эсминцами вошел в боевую группу, которой поставили задачу по уничтожению кораблей и транспортов противника в западной части Черного моря.
Однако тогда врага так и не обнаружили.
В этот день "Ташкент" единственный раз использовали по его прямому предназначению, потому как в дальнейшем ему приходилось выполнять не свойственные для такого типа кораблей задания.
⠀
22 августа лидер отправили под Одессу, где он должен был поддержать огнем своих орудий войска, оборонявшие город от наступавших немецких и румынских дивизий.
Стрельба главным калибром у селения Дофиновка была результативной – артиллеристы "Ташкента" заставили фашистов отступить.
А на следующий день им удалось, помимо прочего, подавить батарею противника, которая сама открыла огонь по кораблю.
После полудня лидер отправился обратно в Севастополь, чтобы заняться конвоированием транспортных судов, перевозящих пополнение и боеприпасы в осажденный город.
⠀
В свой последний боевой поход лидер вышел из Новороссийска 26 июня 1942 года в 15:00.
На нем, помимо команды, находилось около тысячи бойцов стрелковой бригады, а также 4 полевых орудия, 700 винтовок и 48 тонн боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
Был на "Ташкенте" и особый гость – знаменитый писатель Евгений Петров.
Соавтор Ильи Ильфа – к тому времени он стал фронтовым корреспондентом – специально приехал из столицы, чтобы своими глазами увидеть жизнь Севастополя в те дни.
⠀
"Ташкент" во время перехода атаковали авиация противника и итальянские торпедные катера, но, несмотря ни на что, ему удалось достичь Камышовой бухты.
Здесь на его борт поднялись свыше 2 тыс. эвакуируемых мирных жителей и раненых солдат – это было намного больше, чем мог за раз вывести лидер.
Но так пришлось поступить из-за того, что эсминец "Безупречный", который должен был забрать часть людей, потопили на подходе к Крыму.
На лидер также доставили уникальный груз – остатки полотна панорамы Франца Рубо "Оборона Севастополя 1854-55 годов".
Здание, где она хранилась, в тот день разбомбили, а все, что оттуда успели вынести и спасти, передали в руки моряков "Ташкента".
⠀
Поздней ночью 27 июня корабль покинул место стоянки.
А уже на рассвете его атаковали немецкие бомбардировщики.
За почти 4 часа 86 самолетов сбросили на "Ташкент" 336 бомб.
Благодаря умелому маневрированию, капитану Ерошенко удалось предотвратить прямые попадания в корпус, но, тем не менее, близкие взрывы у борта все же нанесли заметный ущерб.
Оказался поврежден руль, несколько помещений были затоплены, а поступление воды из пробоины в первое котельное отделение чуть было не привело к гибели "Ташкента".
Но матросы Удовенко, Ананьев, Крайнюков и Милов, находившиеся там, не дали котлу взорваться.
Трое из них заплатили за это своими жизнями.
Корабль принял более 1 700 тонн воды, а еще 200 пришлось залить уже самой команде, чтобы выровнять дифферент на нос.
На борту лидера погибло около 60 человек, многие оказались ранены.
Но "Ташкент" не сдавался и продолжал сражаться!
Ближе к 9 часам утра на помощь лидеру с кавказских баз прилетели бомбардировщики Пе-2, а затем истребители, отогнавшие немецких пилотов.
Вскоре на место прибыли эсминцы, торпедные катера и другие суда.
Большую часть эвакуированных севастопольцев и раненых бойцов перевели на эсминец "Сообразительный", а "Ташкент" взяли на буксир и доставили в Новороссийск.
⠀
2 июля, когда лидер уже был готов к переходу в Поти на ремонт, новороссийский порт внезапно атаковали немецкие самолеты. "Ташкент" получил 2 прямых попадания и затонул у причальной стенки.
76 моряков погибло, а 77 были ранены.
Корабль сел на неглубокий грунт, поэтому с него удалось снять вооружение – 2 орудия главного калибра и зенитную установку.
Их потом смонтировали на том самом эсминце "Огневой", с которого в свое время "ташкентцы" и позаимствовали "башню смеха".
Третье орудие передали на эсминец "Осмотрительный".
⠀
А все, что после этого осталось от корпуса "Ташкента", смогли поднять лишь в 1944-м.
Он был сильно поврежден, поэтому восстанавливать его не стали.
Лидер разобрали на металл в Николаеве – городе, где он и встретил начало войны.
Но с гибелью "Ташкента" не закончилась история его экипажа.
"Ташкентцы" продолжили бить врага уже на других судах, многие из них влились в ряды морской пехоты.
Капитан лидера Ерошенко вплоть до Победы командовал крейсером "Красный Кавказ".
Нет комментариев