20 сентября 1881 г. родился Владимир Полиевктович Костенко, кораблестроитель, проектировщик судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре (ныне Амурский судостроительный завод).
Владимир Костенко родился в с. Великие Будища (ныне Полтавский район Полтавской области Украины), в семье земского врача. В 1904 г. окончил с золотой медалью кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в Кронштадте (ныне Военно-морской инженерный институт). В 1904 — 1905 гг. помощник строителя броненосца "Орёл", а после постройки корабельный инженер броненосца. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры перешел на Дальний Восток, участник Цусимского сражения, в аварийных условиях предотвратил опрокидывание и гибель корабля. В 1905—1906 гг. находился в японском плену. В 1906—1907 гг. помощник строителя линкора "Андрей Первозванный". В 1908 г. был назначен конструктором технического бюро Морского технического комитета в Петербурге. В 1909 г., находясь в командировке в Англии, обратил внимание конструктора "Титаника" Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков не доходят до главной палубы, но его замечание осталось без внимания. Впоследствии этот конструктивный недостаток стал одной из основных причин гибели "Титаника". В 1908 г. вступил в партию эсеров и в 1910 г. был арестован за революционную деятельность. Осуждён на шесть лет каторги. В 1911 г. по ходатайству морского министра вице-адмирала И. К. Григоровича помилован императором Николаем II и освобождён. В 1912 г. назначен начальником Технической судостроительной конторы Общества николаевских заводов, затем — главным инженером завода "Наваль" (ныне Черноморский судостроительный завод). В 1917—1922 гг. главный инженер судостроительных заводов в Николаеве. После 1922 г. — на руководящих должностях судостроительных предприятий в Николаеве, Харькове, Ленинграде. В 1928 г. арестован по делу ленинградского "Судотреста" с вменением в вину перерасхода сметной стоимости транспортных судов.
В 1929 г. приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет тюремного заключения. В 1931 г. освобожден и назначен главным инженером "Проектверфи" (с 1936 года — Государственный союзный проектный институт, ГСПИ-2). В 1932 г. назначен одним из руководителей строительства судостроительного завода на р. Амур, лично выбирал площадку под строительство завода у с. Пермское (ныне г. Комсомольск-на-Амуре). Строительство завода стало уникальным явлением в истории судостроения — в основу проекта впервые в мире была выдвинута идея постройки кораблей на горизонтальных стапелях в сухих доках и перекрытых отапливаемых эллингах. С 1936 года занимался строительством судостроительного завода в Северодвинске. В 1941 г. был арестован и обвинён в преднамеренном выборе площадки для строительства Северодвинского завода на болоте, что повлекло перерасходы при выполнении гидрологических работ. Следствие не обнаружило вины Костенко, и в 1942 г. дело было прекращено. В июне 1942 г. назначен заместителем начальника ГСПИ-2, эвакуированного в Омск. В 1945 г. за участие в строительстве Комсомольского судостроительного завода награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 г. за создание заводов первого поколения Владимиру Костенко и группе работников ГСПИ-2 была присуждена Государственная (Сталинская) премия II степени. Имя Костенко Сталин лично внёс в список лауреатов. В 1953—1956 гг. работал главным технологом по судостроению в ГСПИ-2. Скончался в 1956 г. в Ленинграде.
https://primamedia.ru#ИсторияДальнегоВостока
Нет комментариев