10 сентября — Моисей Мурин, Анна и Савва, скирдницы. Завершена уборка зерновых, последние снопы убираются в скирды. В эту пору обычно открывались осенние ярмарки.
День исстари считается удачным для «избавления от курева и пьянства». Говорят, что помогает в том молитва, обращенная к преподобному Моисею Мурину, а еще родители могут заговорить воду или вино, чтобы отвадить от алкоголя свое чадо.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
4 ноября — зимняя (осенняя) Казанская, начало Дмитриевской недели, которая традиционно считалась поминальной. По погоде этого дня определяли наступающую зиму: «до Казанской — не зима, с Казанской — не осень». С этого дня начинались настоящие холода: «Матушка Казанская спросит хворосту вязанку». В этот день обычно выпадали осадки: дождь или снег. Иногда оба одновременно: «бывает, что на Казанскую дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит», поэтому «на Казанскую выедешь на колесах, а приедешь на полозьях». Любые осадки считались добрым предзнаменованием, символом слез Богородицы, которая просит за людей. А вот сухая погода считалась дурной приметой: жди трудного, неурожа
3 ноября — Илларион. День считался благоприятным для знахарства и целительства. Приходят первые метели, частенько пороша метет, а крестьянин примечает: если на мерзлую землю снег упал — быть следующим летом доброму урожаю; если же снег лег на сырую землю, но не растаял — будущая весна порадует ранними подснежниками. Но в деревне эта пора была непростой: слякоть делала дороги непроезжими ни для телег, ни для саней, поэтому крестьяне до первых настоящих морозов и снега оказывались отрезанными от остального мира.
31 октября — Лука, Луков день. Осенние простуды и прочие хвори одолевают в холодную и сырую пору, а потому народная традиция предписывала с Луки начинать больше обычного есть чеснок и лук — верные средства и от недугов, и от злых сил, которые — по поверьям — к концу осени тоже разгуливаются, разыгрываются. Традиционными были в этот день луковые базары.
26 октября — Карп, Злата-онучница. Праздник Иверской иконы Божьей Матери, которую исстари почитали на Руси. Возносили молитвы, прося Заступницу умножить плодородие пашни и защитить от невзгод. А еще стоит непременно баньку истопить: этот день так и называли — «банное обиходье». Считалось, что именно на Иверскую парная баня с целебными травяными настоями изгоняет любую хворь.
13 октября — Григорий. День обновления, в который принято было сжигать старье, включая старые соломенные матрасы и изношенную обувь. Детей на Григория защищали от хворей особым ритуалом: выводили ребенка на порог и обливали водой через решето, читая заговоры; считалось, что после этого ни одна болезнь к нему не пристанет.
Предки подметили: если к Григорию упадет на землю снег, зима придет еще не скоро. И еще, по приметам, если первый снег — сухой, то будущее лето хорошей погодой порадует.
Ну а когда високосный год придет, постарайтесь в этот день обязательно выбраться в лес. Если там посчастливится найти гриб, засушите его и подарите домовому — говорят, тогда достаток в
11 октября — Харитонов день. Считался неблагоприятным: нечистая сила разгулялась. Говорили в народе: «Харитон — в избе урон» — и старались из дому без особой необходимости не ходить, гостей не навещать; категорически запрещалось выбрасывать, выметать мусор, но следовало заниматься домашними делами.
Бытовало любопытное поверье, связанное с этим днем: будто бы за 3 дня до Покрова (14 октября) на все растения, приносящие человеку полезные плоды, плевал дьявол, а потому никаких ягод на Харитона есть нельзя (запрет распространялся не только на свежие ягоды, но и на заготовки из них).
Нет комментариев