Супруга императора Николая I Александра Федоровна, единственная из российских императриц носила на протяжении всей своей жизни помимо официальных титулов еще и неофициальное имя - «Белая Роза» {1}.
Полученное в ранней юности, это имя стало неким талисманом всей дальнейшей жизни императрицы и отражало ее романтичную, застенчивую и отчасти непонятую многими современниками натуру, душу, по выражению В.А. Жуковского «чистую, простую, исполненную глубокого чувства» {2}.
Имя розы, прочно укоренилось в имени прусской принцессы Шарлоты. Первые цветы, которые молодая Александра Федоровна увидела на своей новой родине, были белые розы в императорском садике Павловска. «Весь Двор был, кажется, собран в садике, но я ничего не различала, - писала она в своих воспоминаниях, - помню только прекрасные розаны в полном цвету, особенно белые, которые тешили мой взор и как бы приветствовали меня» {3}.
Единственным цветком на усыпанном бриллиантами подвенечном наряде будущей императрицы была живая белая роза из букета, преподнесенного любимой гувернанткой мадам Вильдермет. Впоследствии личный герб императрицы будет украшать венок из тех же самых любимых цветов. Венок из белых роз – это венок памяти. Памяти о могиле горячо любимой матери королевы Луизы, памяти о родительском доме, о родных и близких и дорогих сердцу местах.
Переписка Александры Федоровны с родственниками свидетельствует о постоянной связи между домами, а приложенные к письмам засушенные растения, цветы - о теплоте и интимности отношений.
Всевозможные толкователи «языка цветов» помогали понимать чувства и мысли посылающего цветок человека {4}. Выписки из подобного «Blumensprache» сохранились в бумагах императрицы. Так, липа означала полное понимание между людьми, золотолистник – необыкновенную сердечную тоску, фиалка призывала хранить молчание, а ландыш говорил о долгой тайной и нежной любви {5}.
Между Александрой Федоровной и ее сестрой существовал уговор – посылать друг другу самые первые увиденные весенние цветы {6}.
Растения-воспоминания присылал Александре Федоровне и отец – прусский король Фридрих Вильгельм III. В Государственном архиве РФ находятся несколько гербариев, сделанных Александрой Федоровной, очевидно, из присланных отцом цветов и листьев и план сада русской колонии «Александровка», нарисованный рукою короля и отправленный дочери на обсуждение {7}.
Большое количество засушенных растений сохранилось в дневниках и записных книжках императрицы. В ГА РФ имеются дневники Александры Федоровны за 1811-1855 гг. и записные книжки за 1822-1860 гг. с поденными записями и несколько альбомов с рисунками императрицы, ее знакомых, друзей и родственников.
Наибольший интерес представляют два альбома, рисунки в которых тесно связаны между собой. Хронологические рамки обоих альбомов – 1811-1816 гг., т.е. время юности будущей императрицы и первые годы ее знакомства с великим князем Николаем Павловичем. На рисунках изображены прусские королевские резиденции, где прошли молодые годы Александры Федоровны. В этих же альбомах сохранилось много засушенных растений, бережно собранных юной принцессой в воспоминание о счастливом детстве.
Первый альбом, форматом 26,5x19,7x3 см., в светло-коричневом кожаном переплете с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {8}.
В центре верхней и нижней крышек альбома - овальные вставки зеленой кожи. В центре верхнего овала - надпись «Charlotte», в центре нижнего – «1814». На развороте титульного листа карандашные пометы том, что альбом поступил из библиотеки императора Александра II. Бумага в альбоме одноцветная с желтоватым оттенком, однако, многие рисунки выполнены на голубой, коричневой и желтоватой бумаге и затем наклеены на страницы альбома.
Альбом включает 83 листа, 24 карандашных рисунка, 30 рисунков, выполненных карандашом и пером, 4 гуаши, 4 акварели.
Рисунки альбома не датированы. Исключение составляют лишь четыре из них. Рисунки в альбоме делались в разное время.
Сложность представляет авторство рисунков альбома. В альбом императрице рисовали разные люди. В альбоме два подписных рисунка: пейзаж с церковью подписан именем «Gloger», на другом подпись старшего брата Александры Федоровны прусского кронпринца Фридриха Вильгельма - изображение рыбы камбалы.
Настоящий альбом объединен одной общей темой - пейзажи, архитектура и интерьеры прусских королевских резиденций, где родилась и выросла будущая русская императрица. Таких рисунков 49.
Рисунки цветов - ландышей, страстоцветов, кукушкиных слез, шиповника - сделаны самой принцессой Шарлоттой.
Альбом, форматом 24,5х19,5х5,5 см., имеет зеленый кожаный переплет с богатым золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {10}. В центре верхней крышки альбома золотым тиснением сделана надпись «Princesse Charlotte», в центре нижней крышки – «le 13 du Juillet 1813».
С правой стороны находится металлический замок желтого цвета в форме трех дубовых листьев. На верхнем и нижнем разворотах переплета темно-синяя муаровая подкладка с золотым тиснением в виде бабочек и трилистников.
Альбом представляет собой дневник с записями на немецком языке, которые перемежаются рисунками и страницами с наклеенными на них засушенными растениями, кусочками ленты, белого кружева и батиста. Из 176 листов альбома 126 листов заняты записями, на 13 представлены рисунки и на 34 помещены растения и цветы.
Рисунки выполнены акварелью, гуашью, частично тушью и белилами на синей, красной, коричневой, зеленой бумаге и затем наклеены на страницы альбома.
Под рисунками надписи на немецкой готике.
Самую интересную часть альбома представляют засушенные цветы, бережно собранные и сохраненные принцессой Шарлоттой. Часто встречаются анютины глазки, ромашки, мелкие розы, полынь, кукушкины слезы, пастушья сумка, лавровый лист, незабудки, душистый табак, колокольчики, кипарис. Растения художественно расположены на листе или просто наклеены в тексте. В летний период в альбом помещались, в основном, цветы, осенью – листья деревьев. Практически везде есть дата. Иногда рядом с цветами помещены короткие стихи или записки, а иногда принцесса рисует даже маленькую скамейку, где, очевидно, происходила какая-то встреча, и был сорван цветок.
На трех листах альбома сохранились остатки цветов из Кунцендорфа с надписью «1813 год». В одном месте альбома встречается несколько маленьких, сложенных квадратиками бумажек, в которые завернуты лютик, василек и желтый сухоцвет. В другом месте можно видеть венок из мирта, переплетенный зеленой ленточкой, внутри венка русскими буквами по-немецки сделана надпись: «1814 Вот цер херрсчгшен каисерин дер Елисавета. 25 уануар».
В виде венка выложены на альбомном листе и цветочки львиного зева с собственноручной надписью Александры Федоровны: «31 mai 1814 Paris». Привлекает своей необычностью интересная композиция из высушенного до сетки дубового листа с наклеенной на нем бумажной аппликацией, которая раскрашена акварелью и представляет собой изображение молодого человека с флейтой и букетом цветов.
Привезенные из родительского дома, альбомы постоянно находились в кабинете императрицы. Они часто листались, рисунки позволяли живо представить пейзажи и уголки сада, где прошли счастливые годы детства, а засушенные цветы воскрешали в памяти известные только ей события и дни.
Те же самые цветы что в Пруссии, но встреченные здесь, в России, в глубине петергофских и царскосельских парков, несказанно радовали императрицу. И потому маленькая полевая былинка стала темой стихотворения «Цветок завета», написанного по просьбе Александры Федоровны В.А. Жуковским.
«…А ты, наш цвет, питомец скромный луга,
Символ любви и жизни молодой,
От севера, от запада, от юга
Летай к друзьям желанною молвой;
Будь голосом, приветствующим друга;
Посол души, внимаемый душой,
О верный цвет, без слов беседуй с нами
О том, чего не выразить словами». {11}
На фото:
1.Фридрих Вильгельм IV. Замок Рохлитц (Rochlitz). Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
2. Замок и парк Кунцендорф в Силезии.Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
3. Глогер – Gloger. Пейзаж с церковью. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
4. Принцесса Шарлотта Прусская Интерьер с венками. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
5. Принцесса Шарлотта Прусская Цветочная «горка». Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
6. Венок из мирта, вложенный в альбом принцессы Шарлотты Прусской. 1814 г. ГА РФ
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Замок и парк Кунцендорф в Силезии.Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 378.
2. Глогер – Gloger. Пейзаж с церковью. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 379.
3. Фридрих Вильгельм, кронпринц Прусский (Прусский король Фридрих Вильгельм IV). Замок Рохлитц (Rochlitz). Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 381.
4. Принцесса Шарлотта Прусская Интерьер с венками. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 380.
5. Принцесса Шарлотта Прусская Цветочная «горка». Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 380.
6. Венок из мирта, вложенный в альбом принцессы Шарлотты Прусской. 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 382.
---------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробнее см.: Пахомова-Герес В.А. Праздник Белой розы и театр мечты эпохи романтизма. // Волшебство Белой розы. История одного праздника. СПб. 2000.
2 Письмо В.А. Жуковского к И. Гете.// Жуковский В.А. Сочинения. СПб. 1878. т.6. с.452.
3 Александра Федоровна. Воспоминания. // Николай I. Муж. Отец. Император. М. 2000. с.141.
4 См.: Турчин В.С. Цветы – знаки любомудрия и чувств. // XVIII век. Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII. М.2000.
5 ГА РФ. ф.728. оп.1. д.2370. лл 1-1об.
6 Пашкова Т.Л. Два кабинета жены Николая I в Зимнем дворце: о семантике памятных вещей в эпоху историзма. // В тени «больших стилей». Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб. 2002. с. 139.
7 ГА РФ. ф.728. оп.1. дд. 2419, 914 т.1.
8 ГА РФ. ф.672. оп.1. д.473.
9 ГА РФ. ф.728. оп.1. д. 1027б.
10 ГА РФ. ф. 728. оп.1. д. 2363 т.VII.
11 Жуковский В.А. Сочинения. М. 1954. с.83.
Плантомания. Российский вариант. XII Царскосельская научная конференция». СПб. 2006. С.374-383.
Круиз Москва - Петербург http://www.rusreki.ru/river_marshrut_mos_sp.htm #круизы_в_петербург #круизы_на_теплоходах #речные_круизы #петербург
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1