Знаменитая фраза известного педагога «После трех уже поздно» будоражит умы родителей и не дает отдыхать 👶. Ведь, как известно, чем раньше, тем лучше, а значит в ход идут лозунги «читать — раньше чем ходить» и «мы должны дать 👶 все!»
Подготовка 👶к школе теперь включает обязательное обучение чтению. И это неплохо, так как доказано, что 👶, умеющий хорошо читать к 1 классу, уверенно опережает в школьных успехах своих сверстников, которым этот навык дается с трудом.
Но вот вопрос, как учить и когда это начинать делать, решается всеми по-разному.
👉 Новые методики чтения — новые результаты?
Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!
❓Что имеем?
Читающих 👶 в 2 и 3 года? Отдельных ребят — да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
👶, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. ‼ Учитель вынужден переучивать 👶, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.
Невропатологи отмечают, что 👶, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность.
📌 Кроме того, очень часто такие 👶 шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.
В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.
❓Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?
Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно — стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому 👶 просто в силу физиологического развития.
«Он давно знает все буквы, но читать никак не хочет!» — сетуют родители. «С трех лет бились, и вот в 5 наконец зачитал». Так зачем «биться» два года, если можно спокойно научить читать за несколько месяцев?
👉 Признаки готовности 👶 к освоению чтения:
Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг 👶 должен наиболее активно работать над формированием речи, 👶 складывает звуки и слоги.
У 👶уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, 👶 должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть — определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать 👶 воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
👶 хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «➡️», «⬅️», «⬆️» и «⬇️» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, 👶путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
Еще один важный момент — 👶должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте 👶 с раннего возраста!
Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у 👶, в таком случае потребуется помощь сурдопедагога.
👉 Учимся читать по слогам — 15 способов
Занятия с 👶 дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы — не лучшее сопровождение уроков!
🔸Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие. Однако важно, чтобы 👶 запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз. Но потом предложите 👶 кубики, где А — это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
🔸 👶 воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется логоритмика.
🔸 Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае 👶 будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
🔸 Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные — А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные — М, Л, Н…
Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
🔸 Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их 👶легко научились складывать звуки.
🔸Если вы используете пособие Жуковой, расскажите 👶 , как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а 👶 произносит звуки вместе с ними.
🔸Главная ваша задача — научить 👶 произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
🔸Теперь главное — не спешить и не давить на 👶. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги. Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип — слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
🔸Обратите внимание 👶, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ — это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните 👶, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
🔸После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
🔸Очень важно следить за произношением на первых порах. 👶должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
Не торопите 👶и не бегите впереди паровоза. Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для 👶книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.
Не переставайте читать вслух! Самостоятельное чтение для 👶 поначалу большой труд, а любовь к чтению нужно поддерживать обязательно.
👉 Для записи на диагностику логопеда-дефектолога или нейропсихолога напишите нам или позвоните +7-499-372-08-76
•
•
•
•
•
#логопед #дефектолог #свиблово #Каркуша #бабушкинская #развитиеребенка #развитиедетей #вниманиедетей #нейропсихолог #детскийцентр #длядетей #ЛогопедМосква #мамавдекрете #мамаидочка #мамаисын #мамам #мамасын #мамасына #Нейропсихолог #Психолог
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев