В любом возрасте, начиная с младенческого, человек является социальной личностью, важную роль в формировании которой играет общение. Среди прочего, оно влияет и на развитие коммуникативных навыков, в том числе речи.
👉 Процесс развития детской речи и методов общения
Навыки общения и взаимодействия развиваются в 👶 с самого рождения. Прогресс каждого 👶 индивидуален и зависит от его особенностей, а также окружающей обстановки. Именно поэтому важно понимать, как совершенствуется детская речь и коммуникативные навыки, чтобы действия родителей были помощью, а не преградой.
В том, как взрослый человек владеет своей речью и общается с другими, решающую роль играют первые 3 года жизни. 👶 прислушиваются к словам родителей уже с самого рождения, а в процессе развития сравнивают звуки и движение губ, учатся реагировать на голоса и интонацию. Не стоит думать, что на грудничка никак не влияет то, что он слышит: мозг 👶 уже собирает знакомые слова в пассивный словарный запас, который он начнет использовать, когда научится произносить внятные звуки.
👉 Развитие коммуникативных навыков делятся на 3 этапа:
🔸Довербальный – создание условий для обучения.
🔸Вербальный – возможность осмыслить слова других и начать их произносить самому.
🔸Развитие речевого общения – совершенствование навыков.
На каждом этапе развития речи 👶 не обойтись без родительского участия. Рассмотрим, как изменяется детская деятельность в процессе взросления.
1️⃣ Начальный этап
Довербальное развитие коммуникативных навыков занимает около года жизни 👶 . Хотя в этот период 👶 не разговаривают, закладывается фундамент для дальнейшего общения, обмена мыслями и другими социальными составляющими.
Сразу после рождения 👶 взаимодействует со взрослыми только на основании своих личных желаний, выражая потребность во внимании, пище или других нуждах. Уже проявляются выразительные средства общения: движения, позы, мимика.
Ближе к шестимесячному сроку мозг 👶 развивается настолько, что он может использовать более сложные способы выражения своих желаний. Развивается хватательная деятельность, поэтому 👶 может исследовать мир и окружающих. Он переходит к эмоциональным контактам и ищет возможности взаимодействовать со взрослыми. В это время важное влияние оказывает речь, как основной способ взаимодействия родителей с ребенком.
Тренировка речевых органов происходит уже с двух месяцев, когда дети начинают произносить отдельные звуки. Они называются предречевыми, так как даже при сходстве с отдельными словами выступают скорее тренировкой, чем полноценным общением. Так 👶 учится сопровождать свои действия вокализацией.
2️⃣ Возникновение речи
Еще на первом году жизни 👶 анализируют речевые звуки, которые слышат, выделяя звучание, которое затем воспроизводят. После понимания разговоров взрослых они начинают произносить первые слова. Это послоговая речь, 👶 уже понимает, что означают произносимые им звуки и чего можно достигнуть их применением.
Чтобы этот этап прошел правильно, важно участие взрослых. Их общение с 👶 должно предусматривать потребность в речевом ответе. Если родители не настаивают на том, чтобы дети отвечали им, а лишь понимали окружающих, то их активная речь будет отставать.
Уже на втором году жизни 👶 может учить речевые обозначения предметов или явлений. Это также происходит только при активном участии взрослых: 👶 показывают предмет и дают взаимодействовать с ним, при этом неоднократно повторяя его название. Затем от 👶 ожидается ответное действие: назвать этот предмет самостоятельно.
Такие контакты происходят не только с предметами. Речь формируется в ходе совместных действий, игр, эмоциональных контактов. Только при активном общении со взрослыми в процессе всей этой деятельности развитие речи будет происходит равномерно, без отставаний от улучшения восприятия.
3️⃣ Развитие общения
Речевое развитие активно продолжается минимум до 6-7 лет. И все это время 👶 нуждается во внимании и общении. Контакта с детьми недостаточно, так как они находятся примерно на том же этапе развития, и научиться у них чему-то не получится. Только взрослый сможет обучить детей коммуникации, речи и обмену мыслями.
‼ Живое общение против мультиков и видео: замены нет
Из-за высокого темпа жизни, сложностей общения с еще не разговаривающим 👶 , а также личных интересов, может возникать соблазн развлекать его мультфильмами или другими видеороликами. Действительно, это может быть увлекательно для детского мозга, а динамичная сцена картинки помогает надолго удержать внимание.
Однако важно помнить, что никакие видео не заменят живого общения. Маленькие 👶 не видят потребности в том, чтобы пытаться произносить слова, так как они уже хорошо владеют невербальными методами общения (жесты, позы). Поэтому рядом должен находиться взрослый, который будет побуждать их говорить, называть предметы, а также требовать ответов на свои вопросы. Только так, на практике, неговорящие или слабо говорящие 👶 смогут отточить речевые навыки и вывести их на один уровень с восприятием речи окружающих.
Конечно, это не означает, что от мультиков нужно совсем отказаться. Их можно использовать для разностороннего развития 👶 , но важно помнить: время, проведенное в личном общении со взрослыми, должно превышать время, затраченное на электронные устройства. Только в таком случае 👶 будет расти социальной личностью с умением слушать, говорить и делиться мыслями.
У каждого 👶 свои особенности развития и окружения, поэтому единого рецепта обучения быть не может. Наши специалисты помогут разработать индивидуальный план и разрешить проблемы с речевыми навыками, чтобы ребенок мог без ограничений общаться с ровесниками и взрослыми.
👉 Для записи на диагностику логопеда-дефектолога или нейропсихолога напишите нам или позвоните +7-499-372-08-76
•
•
•
•
•
#логопед #дефектолог #свиблово #Каркуша #бабушкинская #развитиеребенка #развитиедетей #вниманиедетей #нейропсихолог #детскийцентр #длядетей #ЛогопедМосква #мамавдекрете #мамаидочка #мамаисын #мамам #мамасын #мамасына #Нейропсихолог #Психолог
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев