Если для нас электронные устройства стали неотъемлемой частью жизни, и без них тяжело даже провести несколько часов, то 👶 пошли еще дальше. Они будто родились со смартфоном в руках: гаджеты вызывают у них запредельный интерес, сами разбираются в электронике и уже начинают увлеченно переключать мультики или другие видеоролики. Вместе с тем, часто звучат заявления о негативном влиянии современных технологий на детский организм. Поговорим о том, как телевидение, смартфоны и другие гаджеты отражаются на развитии детской речи.
👉 Феномен гаджетов: почему они притягивают детское внимание
Телевизоры, а в последние годы и смартфоны стали настоящей палочкой-выручалочкой для многих родителей. Когда 👶 скучно, он капризничает или расстроен, кажется, что ничто не улучшит детское настроение лучше, чем любимый мультик или телепрограмма на детском канале. Часто это срабатывает как по щелчку пальцев: 👶 увлекаются настолько, что моментально забывают про свои беспокойства и даже про весь окружающий мир.
Интерес к электронным устройствам возникает не на пустом месте. В младшем возрасте дети активно познают мир, и фантазия становится их главным проводником. Яркие образы воспринимаются гораздо лучше, чем слова, именно поэтому 👶 любят слушать сказки. А в мультфильмах или видео для детей эти образы сразу оживают и погружают маленького зрителя в незнакомый, но при этом очень похожий на настоящий мир. Мультики и песенки создаются специально для детей конкретного возраста, с учетом их интересов и степени восприятия. Поэтому они притягивают и удерживают внимание, а в некоторых случаях даже учат чему-то полезному.
У детской тяги к гаджетам есть и еще одна причина: с пультом или телефоном в руках они могут сами выбирать, что будут смотреть. Даже в двух- или трехлетнем возрасте увлеченно переключают видео, пропускают рекламу или листают детские каналы. Такое времяпровождение быстро становится для 👶 более привлекательным, чем общение или игры с родителями, так как они смотрят то, что интересно им прямо сейчас.
👉Общие причины для настороженности
Даже у посторонних наблюдателей, никогда не исследовавших вопрос «дружбы» детей с электронными устройствами, вид 👶, засевшего с телефоном, может вызывать тревогу за его здоровье. И это вполне оправданные беспокойства. Когда 👶 смотрит видео или другие виды развлечений, он забывает обо всем на свете и может замереть в одной позе на несколько часов. Специалисты, работающие с детьми, обращают внимание на такие риски:
🔺Проблемы с координацией и мелкой моторикой. Даже если 👶 увлеченно тапает по экрану, сенсорная поверхность никак не развивает тактильные ощущения. Она не заменит игры с конструктором или другими «живыми» предметами.
🔺Риск развития близорукости. Когда телефон длительное время находится близко к глазам, это портит зрение
🔺Плохая осанка. Никто из 👶 не следит за тем, правильно ли он сидит.
Эти риски могут контролироваться родителями, поэтому при внимательном отношении вреда не будет. Однако есть еще один, гораздо более важный фактор – речевое развитие детей.
‼ Гаджеты и развитие речи
Связь между электронными устройствами и детской речью действительно существует и, к сожалению, преимущественно такое влияние отрицательно.
📌 Установлено, что в случае неконтролируемого времяпровождения с телевизором или гаджетами часто наблюдается задержка в развитии речевых навыков или проблемы с произношением. Принимая решение об использовании гаджетов, родителям нужно учитывать ряд факторов, которые характеризуют большинство электронных развлечений:
🔺Пассивное восприятие контента
Просмотр развлекательного контента не требует от детей никакого участия. Даже если в мультиках задаются вопросы, отвечать на них не обязательно. Поэтому дети при просмотре только воспринимают слова и приложения, но не используют их. В результате происходит расширение пассивного словарного запаса, при этом он не переходит в активный. Так как нет стимула выражать свои мысли словами, у 👶 нет никакого интереса в том, чтобы больше говорить. Следовательно, из-за отсутствия практики фонетические, грамматические и другие речевые навыки никак не развиваются.
🔺Однообразный язык
В детских телепрограммах, мультиках или музыкальных видео речь состоит из ограниченного количества слов, которые складываются в простые предложения. С одной стороны, это упрощает восприятие информации, а с другой – лишает 👶 способности воспринимать более сложные выражения или речевые обороты. Отсюда появляется непонимание взрослой речи и сложности в выражении абстрактных мыслей.
🔺Языковое однообразие оказывает свое влияние и на социальную составляющую детской жизни. Когда сверстники начинают опережать 👶 в языковом разнообразии, происходит обоюдная потеря заинтересованности в общении. В итоге речевое развитие тормозится еще сильнее, что вызывает долгосрочные последствия, способные повлиять даже на взрослую жизнь.
🔺Неправильное произношение
Для веселой рифмы или в других развлекательных целях авторы контента могут добавлять измененные слова или неправильное произношение. 👶 охотно заимствуют такие высказывания и используют их вместо нормальных слов. Отучить от этого не так просто, а в итоге появляется недопонимание при общении со сверстниками или взрослыми. Более того, если такое произношение вызывает насмешки от других 👶, может появиться плохая самооценка или комплексы.
👉 Благоразумный подход к гаджетам – залог правильной речи
Использование телевизора, смартфона и других гаджетов для развлечения детей действительно способно негативно сказаться на развитии речи. Это происходит в том случае, когда электронные устройства заменяют живое общение или родительское воспитание. Конечно, полностью отказаться от таких развлечений вряд ли получится, поэтому учитывайте ряд рекомендаций, выполнение которых защитит от негативных последствий:
🔸Не используйте гаджеты как «глушитель». Если 👶 капризничает или плохо себя ведет, не стоит успокаивать его, вручая телефон. Это прямой путь к его осознанным манипуляциям, а контролировать свои эмоции он так и не научится.
🔸Установите время и придерживайтесь его. Например, в 2-3 года безвредный просмотр составит не более 15-20 минут в день. Пусть 👶 привыкнет, что дольше гаджеты использовать нельзя, и он перестанет капризничать по этому поводу.
🔸По возможности смотрите вместе. Так вы вовлечете 👶, побуждать их высказываться или отвечать на вопросы из мультиков, а также следить за осанкой.
🔸Развивайте речь живым общением и активностями. Для этого можно использовать игры для развития речевых способностей, а также поощрять обмен мыслями в семье и общение с другими 👶.
Если вы уже замечаете серьезные задержки речевого развития, вызванные гаджетами или другими причинами, обратитесь к нашим специалистам. Профессиональная помощь поможет догнать сверстников и избежать сложностей при взрослении.
👉 Для записи на диагностику логопеда-дефектолога или нейропсихолога напишите нам или позвоните +7-499-372-08-76
•
•
•
•
•
#логопед #дефектолог #свиблово #Каркуша #бабушкинская #развитиеребенка #развитиедетей #вниманиедетей #нейропсихолог #детскийцентр #длядетей #ЛогопедМосква #мамавдекрете #мамаидочка #мамаисын #мамам #мамасын #мамасына #Нейропсихолог #Психолог
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев