Человеку как социальному существу не свойственно жить в одиночестве. Ему необходим коллектив, общение с себе подобными. В любом месте: школа, институт, работа, да даже на прогулке или в магазине требуется навык коммуникации с окружающими людьми. Именно поэтому важно с детства учить 👶 взаимодействовать со сверстниками, находить друзей. Тогда и во взрослом возрасте жить им будет проще.
👉Умение дружить – почему это важно
Практически с самого рождения человек находится в какой-нибудь группе людей. При всем желании родители не могут изолировать своего 👶 от сверстников. Умение легко входить в новый коллектив, знакомиться, заводить друзей, дает опыт везде чувствовать себя уверенно. Спросить прохожего как пройти к нужному месту, задать вопросы продавцу, водителю – все эти способности помогают выходить из многих жизненных ситуаций.
С точки зрения психологии, имея дружеские отношения со сверстниками, 👶ощущает свою идентичность, принадлежность к определенной группе людей. А это, в свою очередь, повышает самооценку, усиливает стойкость к критике, если приходится ее услышать.
Кроме того, общение с друзьями учит разрешать конфликты, преодолевать разногласия. Ведь в дружбе не на последнем месте стоит умение найти компромисс, договориться.
❓В каком возрасте дружба становится потребностью
До трех лет 👶 не обращает внимание на тех, кто с ним рядом играет в песочнице или катается на качелях. Его быстрее заинтересует игрушка в руках у незнакомого мальчика или девочки, чем сам его владелец.
Первые социальные контакты возникают после 3-х лет. Но до семи лет они основаны на физико-географических обстоятельствах. Интерес возникает на близости по возрасту, половой идентичности, месту проживания (один двор, одна площадка). И ограничивается общими играми. Чувство, мнение, настроение другого пока не задевают, остаются вне зоны внимания.
И только к 9-ти годам в 👶 «прорастает» осознание наличия чувств у напарника по играм. Возникает, как говорят психологи «восприятие перспективы», т.е. понимание, что проявление чувств у другого связано с нашими действиями.
❓Чем могут помочь взрослые 👶 в отношениях
Приведем несколько универсальных действий, которыми родители могут поддержать детей. Обратите внимание, что в поддержке нуждаются все: и коммуникабельные, и стеснительные.
🔸Слушайте 👶. Не отмахивайтесь от слов 👶. То, что взрослому может показаться ерундой, не стоящей внимания, ребенком воспринимается как трагедия вселенского масштаба, после которой и жить не стоит. «Маша сказала, что больше со мной не дружит» или «Костя сегодня отказался играть со мной». У незрелого 👶 оценки горя несколько другие.
🔸Будьте наблюдателем. Не мешайте 👶 делать самостоятельные шаги и учиться контактировать, пусть даже с ошибками (по вашему мнению).
Помогайте только по просьбе. Не кидайтесь на помощь только заметив, что 👶 в затруднении. Дождитесь прямой просьбы, только тогда действуйте.
🔸Находите решение вместе. Особенно это касается возникшего конфликта с участием вашего сына/дочки. Проговорите вдвоем все моменты, чтобы найти причину, выход и правильное поведение. Давайте 👶 высказать свое мнение, не давите собственным. Просто ненавязчиво направляйте к принятию достойного решения.
🔸Делитесь своим опытом. 👶сложно мыслить абстрактно. Поясните ситуацию примером из своей жизни, прочитанной книги, знакомого мультфильма.
🔸Пусть он не сомневается, что вы рядом. 👶 необходимо знать, что его любят и ему есть у кого получить помощь, поддержку. Ведь конфликты со сверстниками – вещь неизбежная.
❓Как разрешить проблему с коммуникацией
👶 от рождения отличаются темпераментом и способностью заводить друзей. У одного приятели, как грибы после дождя растут, стоит ему только появиться во дворе, на площадке или войти в группу сверстников, как он со всеми без труда познакомится и подружится. У другого несколько друзей, а от новых знакомств малыш воздерживается.
Здесь нет никаких отклонений. Это нормальное положение и в том, и в другом случае. Но когда ребенок полностью отказывается от общения со сверстниками и коллективным играм предпочитает уединение, одиночество, тогда стоит волноваться.
Причиной такого поведения может быть стеснительность, неуверенность в себе и другие комплексы. Помогите ему преодолеть их. Берите его на прогулки, в гости, на выставки, в кино, объединяясь с несколькими семьями. Знакомьтесь при 👶 с другими. Покажите, что в этом нет ничего страшного.
Действуйте деликатно, без нажима, насилия. Не стоит заставлять 👶 знакомиться, ставить условия, сроки, чтобы не сломать его психологически.
‼Ошибки родителей, обучающих 👶 дружбе
Когда будете советовать своим 👶, как правильно взаимодействовать со сверстниками, избегайте следующего:
🔺Что бы ни случилось считать СВОЕГО правым. С одной стороны – это нормально быть на стороне своего сына/дочки в спорной ситуации. А если он реально не прав? Тогда ваша задача на таком опыте показать, как можно, признав ошибку разрешить конфликт. И это не слабость, а скорее сила – извиниться, сказав, что ошибся.
🔺Давить авторитетом и навязывать свое мнение в отношении окружения и друзей. Заставлять мириться – не хороший шаг. Помочь разобраться в причинах ссоры, выяснить почему нет желания примириться и продолжить дружбу. Посоветовать или рассказать, как вы поступали в молодости.
🔺Запрещать с кем-то дружить, только если это не мошенник или не преступник. Помогайте разобраться в людях, разговаривайте с 👶, держите руку на пульсе его жизни.
🔺Помните о «золотой середине», чтобы не быть навязчивым и чрезмерно интересующимся жизнью своего чада или наоборот отчужденным, отстраненным. Сохраняйте доверительный контакт с 👶 и тогда вовремя сможете прийти ему на помощь, если понадобится.
🔺Помните, чтобы научиться общаться, нужно ОБЩАТЬСЯ, поэтому создайте 👶 условия для этого. Водите его туда, где у него будет эта возможность. Пусть он чаще находится среди сверстников, участвует в кружках, секциях, детских мероприятиях, конкурсах и тогда он наверняка найдет себе друзей, а вы, зная, как это делать, ему поможете.
Но если ваши усилия окажутся тщетными, а состояние 👶 не изменится в лучшую сторону, или вдруг и ухудшится, обращайтесь к специалисту. Он проанализирует психологические особенности малыша, даст рекомендации, а при необходимости проведет поведенческую терапию.
👉 Для записи на диагностику логопеда-дефектолога или нейропсихолога напишите нам или позвоните +7-499-372-08-76
•
•
•
•
•
#логопед #дефектолог #свиблово #Каркуша #бабушкинская #развитиеребенка #развитиедетей #вниманиедетей #нейропсихолог #детскийцентр #длядетей #ЛогопедМосква #мамавдекрете #мамаидочка #мамаисын #мамам #мамасын #мамасына #Нейропсихолог #Психолог
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1