3
Среди всего положительного, что проф. Эдуард Кульпин сделал для Крыма, особенно хочется выделить два направления деятельности.
Во-первых, актуализацию им учения И. Гаспринского. Ведь большинство исследователей идейного и творческого наследия Исмаил бея, рассматривают его как некий, если так можно выразиться, интеллектуальный музейный артефакт. Вот как характеризовал, например, известный казанскотатарский тюрколог Миркасим Усманов работы И. Гаспринского «Русское мусульманство» и «Русско-Восточное соглашение» при переиздании их в 1993 году в Казани: «Мы публикуем сегодня не программу для смутного будущего, а предлагаем читателям сложный памятник общественной мысли из не очень далекого прошлого…».
В противовес подобному, разделяемую многими авторитетами мнению, Эдуард Кульпин-Губайдуллин убеждает, что учение Гаспринского современно и сегодня и, что оно, при известном творческом подходе, может сыграть весьма положительную роль не только для Крыма и крымских татар, но также и в выстраивании межцивилизационного диалога (например, славяно-тюркского или христианско-мусульманского), как в России так и за ее пределами.
Эдуард Сальманович и сам не чурался практической (полевой) работы. Эта, еще одна важная сторона крымской деятельности Э. С. Кульпина логично вытекает из первой. Кроме многолетней широкомасштабной научной экспедиции 1992-1996 гг., работавшей под его руководством не только в Крыму, но и в бывших советских республиках Средней Азии, более двух десятилетий он настойчиво налаживал русско-крымскотатарский диалог. По его инициативе состоялось более десяти круглых столов в Симферополе, Судаке и Москве с участием интеллектуалов двух основных крымских этносов. Вероятно, в основе того большого доверия, которым Эдуард Сальманович пользовался у обеих сторон диалога и которое позволяло ему выступать посредником и модератором на этих круглых столах лежит, кроме прочего и то, что он являлся, фактически, сыном двух народов, русского (по матери) и татарского (по отцу). Кстати, его родной дед Газиз Губайдуллин был первым казанскотатарским профессором истории и замечательным писателем-сатириком, несколько лет проработавший на одном факультете Азербайджанского государственного университета вместе с крымским поэтом и ученым-тюркологом Бекиром Чобан-заде. Вполне возможно, что именно семейные предания о Чобан-заде (а отец Эдуарда Сальмановича – Сальман ага, лично знал нашего великого земляка) и пробудили у Э. С. Кульпина интерес и сочувствие ко всему крымскотатарскому.
В своих книгах и статьях, выступлениях на конференциях и просто в дружеских беседах, Эдуард Сальманович часто говорил о Крыме будущего как о процветающей республике, в которой гармонично будут выстроены межэтнические и межконфессиональные отношения, а крымские татары являются некой цементирующей и вдохновляющей дружную семью различных народов на устойчивое и поступательное развитие. Те, кто при этом скептически улыбаются (а их, к сожалению, немало), по-видимому, забывают, что мечты имеют одну, но очень важную особенность - они иногда сбываются. Особенно, если хотеть этого очень сильно и, главное, работать для достижения цели не покладая рук.
Айдер ЭМИРОВ
(Окончание. Начало на предыдущих страницах)
Нет комментариев