Есть христианская сотериологическая (сотериология – учение о спасении) формула: «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим». В ней, кроме прочего, заложена мера человеческого достоинства. Человеческое достоинство есть тот духовный потенциал, который мы призваны реализовать. Я приведу страшный, но показательный пример. Известно, что в годы ленинградской блокады вследствие голода имели место факты людоедства. По этим фактам было заведено около 2000 уголовных дел. Статистика показывает, что фигурантами этих дел, как правило (более 95 %), были некоренные ленинградцы, люди с низким уровнем образования, некоммунисты и некомсомольцы. Т.е. коммунисты и комсомольцы, люди с хорошим образованием и усвоившие лучшие культурные образцы, как правило, не ели себе подобных, даже в тяжелейших, страшных условиях. Они сохранили достоинство человека. Это великий подвиг. Сегодня люди часто, просто не желая над собой работать (биологи это называют неразвитостью механизмов внутреннего торможения, по Павлову), оправдывают свои проступки разными обстоятельствами, мол, бес попутал. Но бес-то уж очень мелкий. Попробуйте пережить голод.
В нынешней ситуации любое, нередко, самое маленькое усилие рассматривается как великий подвиг, а любая критика, как личное оскорбление. Извините, но это детский сад, точнее «детсада де Сада» (название одной из статей философа Бориса Парамонова), уже приносящий свои горькие плоды (факты применения оружия и самоубийства в современных школах). Советские пионеры-герои не ломались в нацистских застенках, выполняли боевые задания на передовой, храбро смотрели смерти в лицо. В конце концов, некрасовский мужичок с ноготок в шесть лет вел под уздцы лошадь с хворостом и решал другие семейные проблемы. А современный школьник вешается из-за двойки. Почему? Раньше говорили: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Понуждение (принуждение) считалось педагогическим приемом, а сейчас победили педагогические взгляды Руссо и Толстого. Раньше воспитывали, направляя в позитивное русло, а дурные наклонности старались отсечь, подобно виноградарю, который убирает нездоровые побеги и ветви. Сегодня недостатки часто называют индивидуальностью, хотя они к этой самой индивидуальности не имеют никакого отношения. Недостатки часто представляют собой потенциал для развития патологических стереотипов.
Те, кто занимается спортом или единоборствами, знают: чтобы добиться успеха, надо уметь перетерпеть, пережить боль и неудачу. Иначе ничего не добьешься. Похвала учителя не может звучать после любого успешного шага и достижения. Уважаемый мной британский музыкант Марк Нопфлер как-то в одном интервью сказал, что, если бы слава к нему пришла не в 29 лет, а раньше, возможно, его не было бы на свете (ранние успехи приносят неокрепшим душам беды). Он также добавил: когда я вижу детей на сцене, я задаюсь вопросом, что они там делают? Ведь они должны быть в школе! Детей надо приучать к труду. Хвалить их, конечно, можно, но не безмерно. Безмерно можно хвалить только настоящих героев и подвижников, но уже покинувших этот мир. Они, прежде всего, достойны памяти и восхищения. Им нужно воспевать гимны и ставить памятники. Даже с ныне живущими героями необходимо быть осторожнее. Нельзя развивать в людях тщеславие. У людей, даже самых хороших есть свои слабости, и вчерашний герой может стать антигероем, свихнувшись на почве славы. Когда император или полководец входил триумфально в Рим и его за подвиг или военный успех толпа восторженно встречала, рядом шел тот, кто ему беспрерывно повторял: «Помни, что ты – всего лишь человек!»
Известно, что самые достойные люди очень скромны и требовательны к себе. По этой причине они не любят, когда их попусту хвалят, но, конечно, они не против, чтобы их помнили в контексте важного дела, которому они служат. Именно этому большому делу нужно уделять главное внимание в таких случаях. Но нельзя хвалить просто за выполнение своих обязанностей. Люди, постоянно рискующие жизнью и работающие в экстремальных условиях, достойны не похвалы, а почета и уважения. Того же заслуживает человек за долголетний безупречный труд. Главное, мне кажется, передавать тепло и благодарность тех, кому тот или иной человек помог. Это лучше похвалы. Похвальный пафос следует транслировать, преимущественно, на молодежную аудиторию, там он имеет воспитательное значение. Один мой товарищ, будучи офицером запаса, в свободное время посещает школы, чтобы рассказывать детям о подвигах их отцов и братьев, проводит т.н. уроки мужества. Это очень ценная миссия. Он же рассматривает ее как долг, я бы даже сказал, почетную обязанность!
Нет комментариев