История самолёта АНТ-4 началась в апреле 1924 г. и именно с АНТ-4 началось в нашей стране становление стратегической бомбардировочной авиации. Военно-морской флот СССР сделал заказ на самолёт, который сможет переносить и сбрасывать авиационную торпеду весом 960 кг. Командование армии и авиации Советского Союза принимает решение разместить заказ на проектирование самолёта в Великобритании, фирма, которой было сделано предложение, запросила на выполнение заказа 2 года и оценила свою работу в 2 млн. долларов, что не устраивало Советское правительство. А.Н.Туполев предложил спроектировать и построить самолёт за 9 месяцев и просил за работу 200 тыс. рублей. Предложение было принято и 11.11.1924 г. конструкторы АГОС-ЦАГИ (отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института) приступили к работе над АНТ-4. Самолёт был задуман как двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с обшивкой из гофрированного дюралюминия, неубирающимися шасси, открытыми кабинами и использованием стали в нервюрах, каркасе фюзеляжа, шасси, раме крепления двигателя и системах управлениях. Решив предложить свой самолёт не только Флоту, но и Военно-воздушным силам, А.Н.Туполёв проектировал одновременно 2 варианта: торпедоносец и бомбардировщик. Строительство первого прототипа АНТ-4 без вооружения, с одноместной кабиной пилота, английскими моторами Napier Lion и цилиндрическими радиаторами Ламблена было закончено к 11.08.1925 г., а 26.11.1925 г. лётчик А.И.Томашевский впервые поднял в воздух АНТ-4. В отчёте лётчик написал: «Машина очень устойчива и управляется хорошо», но отметил недобор мощности двигателей и большие нагрузки на элеронах. К 02.07.1926 г. программа испытаний первого АНТ-4 была закончена, за последние 3 недели было выполнено 25 испытательных полётов, вследствие чего было принято решение произвести доработку конструкции. После доработок испытания продолжились в феврале 1926 г., А.И.Томашевский в отчёте указал: «АНТ-4 по своим лётным качествам и мягкости управления является одним из лучших самолётов последнего времени». Этот опытный образец, созданный для испытаний новых систем авиационных мин и торпед, послужил прототипом для будущих поколений больших цельнометаллических самолётов. Второй опытный образец с вооружением и более мощными моторами BMW-VI и двухместной кабиной пилотов, был переквалифицирован из лёгких в тяжёлые бомбардировщики, бомбовую нагрузку увеличили с 600 до 1 000 кг. и присвоили военное обозначение ТБ-1 (тяжёлый бомбардировщик — первый).
Самолёты ТБ-1 принимали участие в боевых операциях – на станции Маньчжурия в июле 1929 г., у озера Хасан в июле 1938 г., на реке Халхин-Гол летом 1939 г., в финской кампании зимой 1939/40 гг. В 1931 г. он применялся для транспортировки двух истребителей И-4. На нём проводились испытания по сбрасыванию парашютного десанта и грузов, по дозаправке самолётов горючим в воздухе. В апреле 1934 г. на АНТ-4 А.В.Ляпидевский добрался до лагеря «челюскинцев» первым и начал эвакуацию. Серийное производство ТБ-1 продолжалось до 1932 г. Всего было построено 212 машин всех модификаций.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев