Это один из лучших фильмов прошедшего 2021 года. Режиссёр Адам Маккей уже зарекомендовал себя, как автор прекрасных чёрных комедий на злобу дня, таких как 'Игра на понижение'. Как и в случае со своей прошлой работой в этом жанре, Адам снял документальную правду про нашу действительность, прикрывшись 'ржакой'. Общая тема фильмов Маккея - это беспросветная человеческая глупость, как человек, ввиду своей узколобости и упертости, не хочет принимать чужую точку зрения и старается не замечать проблему, чтобы ему было спокойнее, даже тогда, когда конец света неизбежен.
Даже во время действия самого фильма мнение общественности о катастрофе меняется со скоростью кометы, людям действительно впарывают любую чушь, и они в это верят. Люди в этой вселенной (хотя, почему только в этой?) просиживают штаны за просмотром разборок звёзд шоу-бизнеса, расставанием бездарной певички с точно таким же бездарным диджеем, а подпитывают увлечения биомассы позитивные дурачки в виде телеведущих, которые всегда улыбаются и говорят, как все хорошо и весело. Людям гораздо интереснее смотреть в ту реальность, которая есть в телевизоре и в интернете, им не хочется лишний раз парить мозг, они думают, что честные и справедливые чиновники на местах разберутся с любыми проблемами, а если нет, то они проголосуют на 'свободных и демократических' выборах.
Так и живём мы, так и живут люди во вселенной Адама Маккея, которую он проецирует с нашей собственной. У нас, в реальной жизни, и без метеорита проблем хватает. Даже если мы не будем говорить о голодных детях, люди голодают в цивилизованных странах, многие трудятся по 12 часов в день за мизерную зарплату, в людях изо дня в день подавляют все человеческое и превращают нас в товар, но вместо того, чтобы обращать внимание на то, как страдаем мы сами и наши братья, мы предпочитаем надеяться на лучшее и верить, что когда-нибудь мы уже наваляем всем своим врагам и все рассосётся. Пускай Маккей и заявляет, что говорил о проблемах климатических изменений, он, как режиссёр-постмодернист, явно закладывал что-то большее. Государство может врать, может скрывать, замалчивать, но суть любого политического режима прежде всего состоит в том, чтобы сделать людей частью единого, слаженного механизма, им не нравится, когда в обществе появляется кто-то, кто может сказать правду о глобальном катаклизме, который скоро должен произойти, потому что их цель - это сделать всех людей одинаковыми, не допустить даже зачатка собственных мыслей и идей, с самого рождения превратить человека в инкубатор тех взглядов, которые ему транслируют в школе на уроках истории, по телевизору и в интернете.
Естественно, наверху все знают, что на землю летит комета, просто предпочитают этого не замечать, для них лучше скрывать проблему, чем пытаться её решить. Зачем рассказывать про то, что на данный момент 40 миллионов человек находятся в рабстве, если каждый тупорылый американец знает, что нужно просто упорно трудиться, и в Америке для тебя найдётся место. На этой идее построено целое государство, и вмешательство в эту переменную метеорита является серьёзной угрозой этой идеологии.
Этот фильм - как настоящий плевок в лицо потребительскому обществу и американской идеологии, эта картина наполнена яростью режиссёра о несправедливости мира, когда важные проблемы задвигают на пятую, шестую строчку новостей в пользу инстаграм-блогеров и Тиктокеров, которые переживают по 5 расставаний на дню. Даже не хочется обсуждать другие, несомненно великолепные аспекты этого фильма, такие как сценарий, режиссура, актёрская игра, сюжет, хочется просто вставить бессмертные слова режиссёра Говарда Хоука про свой фильм 'Лицо со шрамом', которые, как нельзя лучше, подойдут в качестве эпиграфа этому фильму:
'Этот фильм — обвинение закоснелому безразличию властей к растущим угрозам нашей безопасности и свободе. Всё происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма — потребовать у правительства ответа на простой вопрос: «Что вы намерены предпринять?»
‼РЕКОМЕНДУЕМ 🔥🔥🔥🔥
«Не смотрите наверх» — это тот случай, когда надо знать законы жанра. То есть я хочу сказать, что лучше этот фильм смотреть только тогда, когда зритель четко уяснил для себя: сейчас будет сатира.
Потому что если смотреть его на полном серьезе, то станет очень страшно.
В фильме затрагиваются проблемы современного технологичного мира — уверенного в себе, живущего в бешеном ритме и упивающегося самим собой. Перед нами — фильм-предупреждение, который не просто насмехается, но буквально кричит сквозь смех и слезы о том, что ориентиры потеряны, что мир сошел с ума, что надо, люди, просто иногда остановиться и посмотреть — вверх ли? Вокруг себя ли? Не так важно, главное — опомниться.
Я не рецензент и это не рецензия, конечно, а просто отзыв, а потому позвольте обойтись без сравнений, сопоставлений, перечислений и проч., хочется только заметить, что на высоте в этом фильме не только сатира, но и музыкальное сопровождение — тревожное, резкое, с недоумевающей улыбкой-истерикой Дж. Лоуренс. Ди Каприо, как и всегда, на высоте — у него теперь необычная роль, он такой тут слегка фрик, но ему очень идет; говорят, кстати, что он вроде и за бесплатно готов был сниматься в этом фильме, настолько ему близка проблематика.
Мне очень понравился фильм. Обязательно смотрите всё до конца, потому что сатира — это всегда разрыв шаблона. Послевкусие после этого фильма настолько продолжительное, что я пишу эту рецензию лишь несколько месяцев спустя после просмотра.