ЖИЗНЬ ЧУСОВСКИХ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.👬
В дореволюционной России, так же как и в настоящее время, материальное положение чусовлян было различное, кто-то едва сводил «концы с концами», кто-то живет в достатке. В настоящее время существуют специальные программы, проводятся социальные выплаты в помощь малоимущим семьям. В дореволюционной России такого не было, каждый выживал, как мог.
На основе архивных документов, а именно, на основе воспоминаний о своем детстве одного из первых комсомольцев Чусовского района Алексея Кирилловича Матвеева мы постараемся рассказать, как жили чусовские мальчишки и девчонки в те далекие, неведомые нам времена.
Алексей Кириллович родился в 1902 году 17 марта в Чусовом. Семья состояла из девяти человек: родители, пять сестер и он с братом. Отец со старшим братом работали на заводе в литейном цехе, мать, помимо работы по дому, тоже работала на скидке дров в Такманаихе (три человека работали в семье, поэтому семья считалась не бедной). Когда родители уходили на работу, дети оставались одни под присмотром старшей сестры. Покупных игрушек не было, игрушками служили для детей тюрички, спичечные пустые коробки, замусоленные игральные карты, из которых дети строили домики. Как начинало греть весеннее солнце улицы, огороды, дворы влекли малышню, они копались у канав, бегали на пустыре. Семья жила на Школьной горе в стандартном деревянном номерке, принадлежащем Чусовскому заводу. Квартира состояла из одной комнаты в 12 кв.м. и маленькой кухоньки с русской печью, под шестком потолок, а на верху под потолком были приспособлены полати, которые детям служили ложем для «спанья». Из мебели в такую крохотную комнату умещалась только одна деревянная кровать, на которой спали родители. Для сиденья имелись табуретки и одна деревянная скамья. Трапеза проходила за деревянным столом, вокруг которого усаживалась вся большая семья. Весь кухонный набор состоял из настенного, сколоченного отцом посудника, где находились глиняные глубокие чашки, деревянные крашеные ложки, железные вилки и ножи. Вот каков был режим дня и рацион питания его большой семьи… «Отец с братом уходили на работу в 5 часов утра, перед работой выпивали по стакану чая с сахаром, положив в сшитую отцом из старых голенищ кожаную сумку несколько сырых картошек, по куску ржаного хлеба, пару кусков сахару, щепотку соли, и отправлялись на работу, которая начиналась в 6 утра. Работали до 6 часов вечера. Когда утром просыпались мои сестры и я видели знакомую картину - пылающие дрова в печи, стоящую у шестка мать, готовящую пищу для семьи (мать на работу уходила позже). Большим подспорьем семье были овощи с огорода и дары леса: ягоды и грибы. Сама природа способствовала этому. Вокруг жилья весь поселок был окружен густым лесом. Не надо было ходить далеко, уйдем на заре, часов в 6, а к 12 уже возвращаемся с полными корзинами брусники, морошки, клюквы, калины, земляники, малины, и конечно же грибов. Запасали на всю зиму, хранили на вышке» - так пишет в своих воспоминаниях Алексей Кириллович. Обед проходил в установленной в семье процедурой. В выходные дни обедали всегда в одно время. «Мать на середину стола ставила большую глиняную чашку с мясными щами, наполненную горячим паром, с нарезанными кусочками мяса и мы, откусив от ржаного ломтя хлеба большой кусок, тянемся ложкой к чашке» - вспоминает он. На второе всегда какая-нибудь каша с постным маслом, если не каша, то жареная картошка. Вечер на ужин трапезничали остатками от обеда и чай с хлебом. Укладывались спать в зимнее время обычно часов в 8. Исключением из итого были дни воскресенья, престольные, пасхальные и рождественские праздники и дни масленицы. Тогда вся семья лакомилась. Родители позволяли насытить детей румяными шаньгами, пышными оладьями, блинами, жареной свининой. В эти дни дети весело щелкали орехи, лузгали семечки, сосали сладкие леденцы. С большим нетерпением дети ждали эти праздники, ведь только они вносили много радостного и приятного в жизнь ребят из рабочих семей в то далекое время.
Культ бога внедрялся родителями в детей с раннего детства. В переднем углу комнаты висела икона «Николая-чудотворца», озаренная светом горящей лампадки. Молитву читали до и после еды. Мужчины верили в бога, но в церковь, как правило, не ходили, женщины аккуратно придерживались посещения церкви.
Алексей Кириллович вспоминает, что было у него много друзей, ровесников, живших по соседству. С ними он рос, дни проходили в играх, забавах, которые увлекали их и делали их счастливыми. Особенно ему запомнился случай из детства. «В один из летних дней мы бросались гальками и я нечаянно попав в окно соседа. За разбитое стекло отец меня выпорол вицей и положил меня спать без ужина. Это урок отца я запомнил на всю жизнь» - вспоминает Алексей Кириллович.
Хотелось бы рассказать и о внешнем виде ребятишек того времени. Одежда мальчика состояла из черных штанишек из полотна с одним карманом для семечек и ситцевой рубашки-косоворотки, которая опоясывалась крученым пояском, свисающим вниз концами с кисточками. Девочек одевали «понарядней»: ситцевые платьица, на ногах ботиночки с резинками, в косичках яркие ленточки. Летом детвора бегала босиком, зимой в валенках, которые подшивал сам отец. Когда шли в лес, одевали лапти с портянками. Запоминающимся семейным событием быта - было устройство в доме рождественской елки и хоровод вокруг нее. Елку украшали гирляндами, сделанными руками взрослых и детей из разноцветных фантиков от конфет и цветной бумаги.
Вот так жила детвора в дореволюционной России. Не знали они другой жизни, не было у них ни ярких детских игрушек, ни велосипедов, ни самокатов, и современных гаджетов у них тоже не было, но, не смотря на это, они были счастливы…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев