Надеюсь, что кому то будет интересно узнать историю своего села и Неретинского Рода. Информация, которой я хочу поделиться, основывается на многолетних исследованиях двух людей, которые сделали на порядок больше, чем я – это Володя Кожекин, потомок рязанских (ряжских) Неретиных и Александр Меретин, потомок рязанских-чурюковских Неретиных, которые в свое время через Воронежскую губернию отправились в Астрахань, но об этом чуть ниже. Итак…
Самый первый из наших предков, который был упомянут в письменных источниках – Иван Ураков сына Неретин. Впервые его имя встречается в десятне 1579 года, задолго, до основания села Чурюкова: «Ивашко Ураков сын Неретина, дано ему государева жалованья 5 руб., служити ему государева служба на коне, в саадаке, в сабле, да мерин под юком». Иван наш, Ураков сын Неретин служил до этого в дружине митрополита Рязанского, а на момент написания десятни, нёсет свою службу на засеке (границе) с Диким полем, которое в то время контролировали нагайские татары. Если кто не в курсе, Чурюково названо по имени нагайского воеводы Чурика, вышедшего из нагайской орды и имевшего стан на реке Лесной Воронеж. В те же времена там был дремучий лес, также названный его именем - Чурюковским. Так вот, Иван сын Ураков (Урак – имя татарское – означает «серп» или «рожденный в жатву». Ох, были всегда у меня подозрения на татарские корни, судя по скуластой внешности моих родственников) имел сына – Юрка Иванова сына Неретина. В других источниках он упоминается как Юда и как Иуда. Изменение имени в те времена – дело обычное. У Иуды был сын – Васка (Василий по нынешнему) – о нем мы читаем в десятнях 1592 года. Да, совсем забыл – именовались наши пращуры в те времена - детьми боярскими, но не спешите строить своих соседей и заставлять их бить вам челом – дети боярские к боярам не имели никакого отношения – это воинское сословие, так сказать государевы люди, несущие службу, в нашем случае на границе. Сословие это было ближе к дворянству, но не буду углубляться в терминологию, если интересно – поищите сами про детей дворянских в сети. Так вот, ниточка наша, Неретинская, в 1592 году теряется, хотя в десятнях появляются упоминание о множестве Неретиных, которые получали за ратную службу свою плату в форме земель – так образовалось некоторое количество сел близ современного города Ряжска, в том числе село Неретино и т.п. Об этом очень подробно описано на страничке Володи Кожекина в «ВКонтакте». А так как сведений у нас об этом времени практически нет, что объяснимо – в смутное время летописи никакие не велись, то перейдем сразу от 1592-го к году1648-му.
Надеюсь от местных краеведов вам известно, что село Чурюково основано 28 сентября 1648 года «служилыми людьми козловскими, детьми боярскими на землях, полученных от царского правительства в поместье за свою службу вместо денежного жалования». К большому сожалению из имен людей, основавших Чурюково, упоминается только Иван Курмебин: “По государеву указу на пустоши дикого поля на реке Лесной Воронеж ногайской стороны под Чурюковским лесом отмерено под церковь место, да попу, пономарю и просфорнице усадьбы длиной 60 сажень шириной 40 сажень, что составляет десятину на одно лицо. Да в той же пустыни отмерили козловским детям боярским Ивану Курембину с товарищами усадьбы длиной 70 шириной 20 сажень и дикого поля на 40 человек”.
Но наш с вами родственник, Александр Меретин, нашел информацию, где указаны первые чурюковские Неретины, от которых мы по праву можем вести свой род! Это Александр (Олександр) Куприянов сын Неретин (примерно 1610-го года рождения) с сыновьями. В писцовой книге Козловского уезда за 1650 год про него записано: «За Олександром Купреяновым сыном Неретиным жеребей в селе под Чюрюковым липягом на реке Лесном Воронеже на ногайской стороне а на ево жеребей двор помещиков; у него три сына Пронка дватцати лет, Евсютка осми лет, Сенка трех лет; усады в длину семдесят а поперег дватцать сажен; Дикого поля на пашню дватцать четвертей в поле а в дву потому ж сена меж поль».
Забегая вперед, скажу, что сын Сенки (Евсея) Пётр уехал в 1730-м году со своими сыновьями Сергеем и Яковом в Воронежскую губернию, в село Верхние Острожки, а еще через 100 лет, в 1838 году, его потомки уже переселились в Астраханскую губернию, основав Род Меретиных и Миретиных. Пётр в сказке первой ревизии 1719 г. записан уже как однодворец рейтарской службы (что такое сословие однодворцев – тоже гуглите, не хочу объяснять, перегружая текст). В сказке первой ревизии сказано: «перед полковником и лантратом Федором Савичем Скобельцыным Козловского уезду Тармасовского стану села Чюрюкова Петр Евсеев сын Неретин скозал: живем в селе Чюрюкове своим двором ретарской службы. У меня ныне налицо мужскаго полу от старого до самого последнего младенца - сын, да брат, да племянник, да зять. Всего пять человек… Мне Петру сорок три года. У меня сын Сергей десяти лет. Брат Федор штидесят лет глух. Сын Савелей осми лет. Зять Игнат дватцати пети лет». Из всего сказанного можно сделать вывод, что ветка всех потомков Чурюковских Неретиных продолжается или от брата Петра - Фёдора (1669-го года рожд.) или от веток его дядьев Прокофея (1630-го года рожд.) и Семена (1647-го года рожд.).
От этих трех пращуров и начали разветвляться многочисленные ветви Неретиных. Мне всегда было крайне забавно слышать такие фразы: «Этот Неретин нам не родственник, он Заворонежский, мы просто однофамильцы!». Если родственниками считать только родителей и родных братьев и сестер, то да, тогда совсем не родственник, а если попытаться проследить связь, то как не крути, все чурюковские Неретины приведут к одному предку - Александру Куприяновичу Неретину, ну а про более древние корни, ведущие в земли Рязанские и Ряжские, я писал выше. У Александра Меретина есть наработки ещё более древних корней, сделанных на основе генетического анализа, но про это лучше у него почитайте.
Еще небольшой комментарий по поводу Заворонежского. «Весной 1863 года при сильном северном ветре с крайнего двора северного конца села Казанского от высыпанной на улицу и не совсем потухшей золы возник пожар. Сильный ветер, идущий вдоль села, гнал пламя буйного огня, уничтожая на своем пути дом за домом со всеми надворными постройками. Тогда и село Казанское, и село Чурюково полностью сгорели». Ну, думаю выгорело оно не полностью, но известно, что «возникла необходимость переселения одной трети села Чурюкова и Казанского на западный берег реки Лесной Воронеж, где западнее, до луговых низин и начала реки Вишневки, на 30 квадратных верстах, составляющих 300 десятин, лежала еще нераспаханная степь чурюковской земли - «дикое поле». Из сел Чурюкова и Казанского на западный берег переселилось 180 дворов с населением в 1545 человек, из них мужчин - 767, женщин - 778. Так, в 1863 году образовалось село Заворонежское».
Естественно, среди переселившихся было и несколько семей Неретиных, которые до 1863 года жили все в одном селе. Похожая история и с селом Казанским, которое образовалось еще в 1856-м году: «в связи с возросшей численностью населения села Чурюкова, деревянная церковь здесь стала мала. Тогда крестьяне, которые жили на северном конце села, решили построить вторую деревянную церковь и утвердили в ней престол в честь иконы Казанской Божьей Матери. Отсюда и появилось село Казанское».
Таким образом, нам стали известны имена первых чурюковских Неретиных, к которым и надо тянуть Родовые ветки. Когда я создавал эту группу, у меня была наивная надежда, что совместными усилиями потомков Неретинского Рода мы сможем создать общее Родовое древо, настолько, насколько это позволит нам память и знание родственных связей. Многие сделали бы для себя открытия, узнав «кто кому Вася». Но судя по нулевым откликам, дело это - бесперспективное. Поэтому, я не вижу особого смысла продолжать поддерживать группу. Удалять пока тоже не буду, пусть повисит тут, вдруг кому то это станет интересно. С ув. Игорь Филатов, потомок Неретиных по материнской линии.
#чурюково #неретины
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
После 1917 года с моим дедом Дмитрием Жуковым и может быть, еще с ребенком одним..Они выехали из Чурюково на .сев.Кавказ.
Как показывает жизнь, под мощными вековыми слоями лет не просто отыскать конкретного человека тех давних времён. Многие жители русских деревень носили тогда одни и те же фамилии. Поэтому тут ничего не стоит пойти по ложному пути. Свидетелей-то, к сожалению нет.