Сщмч. Василия Воскресенского, диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина, пресвитеров, прмч. Виталия (Кокорева), монаха и мчч. Василия Виноградова, СергияМихайлова и Спиридона Савельева (1937); сщмч. Никандра Гривского, пресвитера (1939).
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» — так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти.
Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников.
В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный — носитель крепкого, народного, русского, православного духа.
Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба
...Ещё
Видение птиц преподобному Сергию Радонежскому
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» — так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти.
Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников.
В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный — носитель крепкого, народного, русского, православного духа.
Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу».
Рождение и детство
Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын — краса Православной Церкви и опора родной земли — был избранник Божий.
В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы.
Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне (Лк. 1, 44).
На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь
Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.
Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Родители могут еще до рождения детей своих сообщить им задатки добра и привить с молоком добрые нравы.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост.
Мать совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался молоком матери, «яко детище благодати Божия исполненное».
Отрочество
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу, которая была в попечени
...Ещё
На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь
Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.
Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Родители могут еще до рождения детей своих сообщить им задатки добра и привить с молоком добрые нравы.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост.
Мать совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался молоком матери, «яко детище благодати Божия исполненное».
Отрочество
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу, которая была в попечении епископа Ростовского Прохора, а учителями были люди благочестивые и богобоязненные. Обучение грамоте считалось делом священным, ибо преподавался ключ к чтению и уразумению Божественных Писаний и тайн Божиих.
Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и тогда обратились с молитвой к Подателю деяний благих и всякого рода совершенного (Ин. 1, 8), к Тому, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 8).
Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890
И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и ангелоподоб-ного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения Святаго Писания».
И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании. Благодать Божия просветила ум юного Варфоломея, и жил он в страхе Божием под сению храма, поучаясь в житии святых, ибо в Древней Руси все воспитание детей велось в церковно-православном духе. И жизнь устроялась по Евангелию Христову во благочестии и святыне. Наши предки н
...Ещё
Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890
И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и ангелоподоб-ного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения Святаго Писания».
И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании. Благодать Божия просветила ум юного Варфоломея, и жил он в страхе Божием под сению храма, поучаясь в житии святых, ибо в Древней Руси все воспитание детей велось в церковно-православном духе. И жизнь устроялась по Евангелию Христову во благочестии и святыне. Наши предки не любили читать светских книг, а только святоотеческие писания и летописные сказания о судьбах родной земли.
Отрок уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия и налагает строгий пост: по средам и пятницам не вкушает ничего, а в другие дни питается только хлебом в водой, рассуждая, что никто не безгрешен, никтоже чист пред Богом, аще и един день жития его будет на земли (Иов. 14, 5), как и Давид пророк говорит: В беззаконниих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). И виден был, — восклицает Епифаний Премудрый, — во отроке уже совершенный инок, ибо всегда он был тихий и молчаливый, кроткий и сми-ренный, поступь его скромна и целомудренна и сердечная умиленная молитва была непрестанной.
Юный подвижник любил молиться по ночам, взывая: «Дай мне, Господи, измлада возлюбить Тебя всем сердцем моим и всею душею моею». Возгорался яркий благодатный светильник, чтобы просиять в пустыне дремучих лесов Радонежских и светом Евангелия и благодатного учения сиять Москве первопрестольной и всей Руси Православной, многострадальной и униженной, которая несла тяжелое бремя и иго татарское.
Грубые баскаки жгли и грабили храмы Божии, людей убивали и уводили в плен — был полный простор страстям негодных басурман. Падала нравственность, процветать стало воровство, обман, ложь, вражда, междоусобицы, распутство, пьянство — погибала Русь Православная. Но Бог готовил прославление Руси.
Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню.
В те времена каждый, желавший уединенной жизни, мог один или с товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель.
Они избрали благодатное место, над которым люди видели одни свет, другие — огонь, иные ощущали благоухание, ибо Бог эту Маковицу предназначил для обители. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая.
Поставили крест, пост
...Ещё
Начало монашеской жизни
Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню.
В те времена каждый, желавший уединенной жизни, мог один или с товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель.
Они избрали благодатное место, над которым люди видели одни свет, другие — огонь, иные ощущали благоухание, ибо Бог эту Маковицу предназначил для обители. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая.
Поставили крест, построили церковь и келлию. По благословению митрополита Всероссийского Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы в 1340 году. Брат преподобного Стефан ушел в Богоявленский монастырь в Москве, а преподобный один начал подвизаться в пустыне.
Когда ему исполнилось 23 года, игумен Митрофан постриг его с именем Сергий в его убогой церкви 7 октября, в день святых мучеников Сергия и Вакха. Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн и вкушая лишь одну просфору. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один.
Тяжела была его пустынническая жизнь: бесы пытались всячески устрашить его; иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы исчезали. Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся шум, и множество бесов окружило его келью.
«Уйди же отсюда, зачем ты пришел жить в лесную глушь?! — кричали они. — Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от разбойников?»
Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.
Часто пробегали мимо него стаи волков — они подходили к нему, обнюхивали. Но Сергий ограждал себя молитвой и не боялся их. Посещали его и медведи.
Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним последним куском хлеба; когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что, поясняет описатель жития преподобного, зверь неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 9 013
старый стиль ВТОРНИК новый стиль
23 сентября 6 октября
Седмица 19-я по Пятидесятнице .
Поста нет. Глас 1-й.
Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
прославление свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).
Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109);
...Ещёмц. Раисы (Ираиды) девы (ок. 308);
мчч.
старый стиль ВТОРНИК новый стиль
23 сентября 6 октября
Седмица 19-я по Пятидесятнице .
Поста нет. Глас 1-й.
Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
прославление свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).
Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109);
мц. Раисы (Ираиды) девы (ок. 308);
мчч. Андрея,Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).
Сщмч. Иоанна Панкратовича, пресвитера (1937).
Икон Божией Матери: Словенская (1635); Иверская Гавайская, Мироточивая.
http://azbyka.ru/days/2015-10-06ЗАЧАТИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
http://drevo-info.ru/articles/11457.htmlhttp://drevo-info.ru/articles/10932.html
МЦ. РАИСА (ИРАИДА) АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
http://drevo-info.ru/articles/2134.htmlПРЕПОДОБНЫЕ КСАНФИППА И ПОЛИКСЕНИЯ
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1588.htmИкона Пресвятой Богородицы "Иверская Гавайская"
http://pravicon.com/icon-4039Зачатие Иоанна Предтечи
Тропарь, глас 4
Первее нераждающая неплоды возвеселися, / се бо зачала еси Солнца светильника яве, / просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. / Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: / пророк Вышняго есть, хотяй родитися.
Кондак, глас 1
Веселится светло Захария Великий / со всеславною Елисаветою сопружницею, / достойно зачинающе Иоанна Предтечу, / егоже Архангел благовести радуяся, / и человецы достодолжно почтим, / яко таинника благодати.
старый стиль СРЕДА новый стиль
24 с
...Ещёстарый стиль СРЕДА новый стиль
24 сентября 7 октября
Седмица 19-я по Пятидесятнице .
Постный день. Глас 1-й.
Первомученицы равноап. Феклы Иконийской .
Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581);
прмч. Галактиона Вологодского (1612);
прп. Коприя Палестинского (530);
блгв. кн. Владислава Сербского(после 1264).
Сщмч. Василия Воскресенского, диакона (1918);
сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина, пресвитеров, прмч. Виталия (Кокорева), монаха и мчч. Василия Виноградова, СергияМихайлова и Спиридона Савельева (1937); сщмч. Никандра Гривского, пресвитера (1939).
Икона Божией Матери: Мирожская (1198).
http://azbyka.ru/days/2015-10-07Равноапостольная Фекла Иконийская
http://drevo-info.ru/articles/3993.htmlВладислав Сербский, св.
http://pravicon.com/icon-1456Мирожская икона Божией Матери
http://drevo-info.ru/articles/7261.htmlМирожская икона Божией Матери
Видение птиц преподобному Сергию Радонежскому
...Ещё«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна,
преподобного Сергия в земли нашей Рустей» — так начинает сказание
блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти.
Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в
истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и
нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только
было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников.
В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного
Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и
объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней
России в целое великорусское племя; преподобный — носитель крепкого,
народного, русского, православного духа.
Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой
Русской земли. Это почувствовали у гроба
Видение птиц преподобному Сергию Радонежскому
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна,
преподобного Сергия в земли нашей Рустей» — так начинает сказание
блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти.
Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в
истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и
нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только
было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников.
В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного
Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и
объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней
России в целое великорусское племя; преподобный — носитель крепкого,
народного, русского, православного духа.
Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой
Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ
человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом
переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь,
воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения
прославивый Святую Троицу».
Рождение и детство
Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей
Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные
уставы, помогали бедным. Их сын — краса Православной Церкви и опора
родной земли — был избранник Божий.
В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во
чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни
и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем
знамение, что он будет служителем Святой Троицы.
Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил,
также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал
Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати
Господа Моего ко мне (Лк. 1, 44).
На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь
Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.
Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия,
соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении.
Родители могут еще до рождения детей своих сообщить им задатки добра и
привить с молоком добрые нравы.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г.
Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал
сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу
вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост.
Мать совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы,
всегда после того питался молоком матери, «яко детище благодати Божия
исполненное».
Отрочество
...ЕщёВ семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу, которая была в
попечени
На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь
Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.
Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия,
соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении.
Родители могут еще до рождения детей своих сообщить им задатки добра и
привить с молоком добрые нравы.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г.
Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал
сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу
вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост.
Мать совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы,
всегда после того питался молоком матери, «яко детище благодати Божия
исполненное».
Отрочество
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу, которая была в
попечении епископа Ростовского Прохора, а учителями были люди
благочестивые и богобоязненные. Обучение грамоте считалось делом
священным, ибо преподавался ключ к чтению и уразумению Божественных
Писаний и тайн Божиих.
Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и
тогда обратились с молитвой к Подателю деяний благих и всякого рода
совершенного (Ин. 1, 8), к Тому, Который просвещает всякого человека,
грядущего в мир (Ин. 1, 8).
Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890
...ЕщёИ Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей
встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и
ангелоподоб-ного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая
уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то
старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой
ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие,
чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения
Святаго Писания».
И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и
получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании.
Благодать Божия просветила ум юного Варфоломея, и жил он в страхе Божием
под сению храма, поучаясь в житии святых, ибо в Древней Руси все
воспитание детей велось в церковно-православном духе. И жизнь устроялась
по Евангелию Христову во благочестии и святыне. Наши предки н
Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890
И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей
встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и
ангелоподоб-ного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая
уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то
старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой
ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие,
чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения
Святаго Писания».
И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и
получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании.
Благодать Божия просветила ум юного Варфоломея, и жил он в страхе Божием
под сению храма, поучаясь в житии святых, ибо в Древней Руси все
воспитание детей велось в церковно-православном духе. И жизнь устроялась
по Евангелию Христову во благочестии и святыне. Наши предки не любили
читать светских книг, а только святоотеческие писания и летописные
сказания о судьбах родной земли.
Отрок уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия и налагает
строгий пост: по средам и пятницам не вкушает ничего, а в другие дни
питается только хлебом в водой, рассуждая, что никто не безгрешен,
никтоже чист пред Богом, аще и един день жития его будет на земли (Иов.
14, 5), как и Давид пророк говорит: В беззаконниих зачат есмь и во
гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). И виден был, — восклицает Епифаний
Премудрый, — во отроке уже совершенный инок, ибо всегда он был тихий и
молчаливый, кроткий и сми-ренный, поступь его скромна и целомудренна и
сердечная умиленная молитва была непрестанной.
Юный подвижник любил молиться по ночам, взывая: «Дай мне, Господи,
измлада возлюбить Тебя всем сердцем моим и всею душею моею». Возгорался
яркий благодатный светильник, чтобы просиять в пустыне дремучих лесов
Радонежских и светом Евангелия и благодатного учения сиять Москве
первопрестольной и всей Руси Православной, многострадальной и униженной,
которая несла тяжелое бремя и иго татарское.
Грубые баскаки жгли и грабили храмы Божии, людей убивали и уводили в
плен — был полный простор страстям негодных басурман. Падала
нравственность, процветать стало воровство, обман, ложь, вражда,
междоусобицы, распутство, пьянство — погибала Русь Православная. Но Бог
готовил прославление Руси.
Начало монашеской жизни
...ЕщёРодители преподобного с семейством переселились в Городище, или
Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни
Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском Хотьковском монастыре и в
1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое
раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году
жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню.
В те времена каждый, желавший уединенной жизни, мог один или с
товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить себе хижину или
копать пещеру и селиться тут. Братья поселились в дремучем лесу, на горе
Маковице, построили церковь и основали обитель.
Они избрали благодатное место, над которым люди видели одни свет,
другие — огонь, иные ощущали благоухание, ибо Бог эту Маковицу
предназначил для обители. Кругом был густой лес, которого не касалась
еще рука человеческая.
Поставили крест, пост
Начало монашеской жизни
Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или
Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни
Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском Хотьковском монастыре и в
1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое
раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году
жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню.
В те времена каждый, желавший уединенной жизни, мог один или с
товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить себе хижину или
копать пещеру и селиться тут. Братья поселились в дремучем лесу, на горе
Маковице, построили церковь и основали обитель.
Они избрали благодатное место, над которым люди видели одни свет,
другие — огонь, иные ощущали благоухание, ибо Бог эту Маковицу
предназначил для обители. Кругом был густой лес, которого не касалась
еще рука человеческая.
Поставили крест, построили церковь и келлию. По благословению
митрополита Всероссийского Феогноста церковь была освящена во имя
Живоначальной Троицы в 1340 году. Брат преподобного Стефан ушел в
Богоявленский монастырь в Москве, а преподобный один начал подвизаться в
пустыне.
Когда ему исполнилось 23 года, игумен Митрофан постриг его с именем
Сергий в его убогой церкви 7 октября, в день святых мучеников Сергия и
Вакха. Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно
причащаясь Святых Христовых Тайн и вкушая лишь одну просфору. Затем
Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой
монастырь, и Сергий остался один.
Тяжела была его пустынническая жизнь: бесы пытались всячески устрашить
его; иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но
подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы
исчезали. Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся
шум, и множество бесов окружило его келью.
«Уйди же отсюда, зачем ты пришел жить в лесную глушь?! — кричали они. —
Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от
разбойников?»
Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.
Часто пробегали мимо него стаи волков — они подходили к нему,
обнюхивали. Но Сергий ограждал себя молитвой и не боялся их. Посещали
его и медведи.
Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним
последним куском хлеба; когда же у него бывал лишь один кусок, он его
отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что, поясняет
описатель жития преподобного, зверь неразумен и не понимает
необходимости терпения и воздержания.