Загадочный церковный лабиринт в Санкт-Петербурге.
Собор Феодоровской Божией Матери в Санкт-Петербурге строился на народные деньги к 300-летнему юбилею царствующей семьи, который отмечали в 1913 году. Но, как у нас водится, завершить строительство непосредственно к дате не успели. Только 15 января 1914 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи освятили верхний храм собора.
О нижнем, который задумывался как храм святого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины — небесных покровителей императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны, тогда даже не вспоминали, он еще не имел никакого оформления. Поэтому при восстановлении собора ничто не мешало уже нашим современникам воплотить свои идеи по оформлению церкви.
Проект интерьера нижнего храма разработан иконописцем - архимандритом Зиноном. Он собственноручно написал фрески в алтарной части и некоторые из икон. По эскизам Зинона и с одобрения настоятеля отца Александра разместили здесь лабиринт, сделали открытым, что тоже неожиданно для церковной культуры, алтарное пространство - с престолом под мраморной сенью.
Лабиринт выложен из черного и белого мрамора в центре на полу, – образ человеческого пути к Богу.
Федоровский собор единственный в России, где в самом его центре изображен лабиринт. За образец взят лабиринт в Шартрском соборе (Франция) – один из тех, которыми украшались храмы в средневековой Европе. Данный лабиринт точно повторяет Шартрский образец, но в четыре раза меньше.
Идея такова: двигаясь по белой линии, необходимо прийти в центр. Начав движение, вы довольно быстро оказываетесь в непосредственной близости от центра, но не попадаете в него. Двигаясь дальше, вы все больше и больше уходите от центра, пока не оказываетесь на самом дальнем радиусе. И здесь, в ситуации максимального удаления, вдруг оказывается, что остается сделать совсем немного поворотов и вы – в центре.
Смысл прост – начиная духовный поиск, человек довольно быстро впадает в иллюзию, что он уже достиг цели. Однако – впереди долгий, извилистый путь. И когда, казалось бы, все надежды потеряны — выясняется, что мы вышли на последний прямой отрезок к центру — к постижению духовной истины.
Во Франции, в Шартре, символизм одиннадцати концентрических кругов и центральной розетки с шестью лепестками – древнего религиозного мотива – является неброским, но значительным. По официальной версии, лабиринт здесь символизирует странствия пилигрима на пути к Святой Земле. Однако, по мнению некоторых ученых, длина пути в лабиринте совпадает со временем пребывания младенца в утробе матери и может символизировать путь к новому рождению, возобновлению человека. По мнению же других исследователей, лабиринт символизирует алхимическое Великое делание, в ходе которого грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень.
А К. Крич-Лоу считает, что лабиринт шартрского типа представляет собой модель мира, а путь в лабиринте есть ни что иное, как путешествие души от Бога (внешняя окружность) до Земли (в центре) и обратно.
Стоит отметить, что похожие изображения в соборах начали появляться в Европе в 12 столетии. Именно лабиринт Шартского собора стал прототипом для последующих.
Но сам лабиринт, конечно, не изобретение шартрских мастеров. С египетских и греческих времен их известно немало. Но их тайны пока не раскрыты наукой...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев