Начну издалека. Мне часто доводилось петь этот псалом в православных храмах на отпеваниях. У меня возникал вопрос: а что, собственно, он, такой красивый и торжественный, делает на заупокойной требе? Там он казался неуместным.
Я стала интересоваться историей вопроса и вскоре выяснилось, что изначально в византийском обряде этот псалом был в начале утрени, которая входит в состав воскресного всенощного бдения, то есть он был частью главной службы недели.
Почему же он оказался на отпевании?
Как мне сказал один мой друг - православный священник, дело в том, что когда-то в монастырях было мало книг, многих богослужебных книг не хватало, а этот псалом, раз уж он воскресный, знали все, и поэтому везде вставляли то, что все знают (как еще, например, 51 (50) и 91 (90) псалмы). А потом пошло по принципу: мы так делаем, потому что всегда так делали. Итак, это псалом - часть воскресной службы. Разберемся, что он из себя представляет. Это, по сути, гимн хвалы Слову Божьему, Его закону, то есть такое длинное славословие, естественно, ветхозаветное. Кстати, интересный момент.
В конце византийской праздничной утрени тоже присутствует славословие, уже новозаветное, то есть мы видим здесь связь Ветхого и Нового Заветов. Слово Божие в псалме называется по-разному и упоминается в каждой строке: путь, закон, откровения, повеления, уставы, заповеди, суды, истина, определения, чудеса, совершенство, утешение, доброе разумение, ведение. То есть Слово Божие включает в себя все эти понятия.
В этом смысле интересен 12 стих: "Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим". В церковнославянском не "уставы", а "оправдания". Посмотрим другие современные языки: бел. "запаветы" (заповеди и заветы), укр. "установи" (уставы, постановления), польск. "ustawy" (уставы), фр. "lois" (законы), англ. "statutes" (законы, постановления). В разных языках немного разные слова, которые все означают Слово Божие. А теперь посмотрим на латинский тест. Там "justificationes" (оправдания).
Что же это значит?
Бог возвращает человеку утерянную после первородного греха праведность, в которой пребывали Адам и Ева, имея общение с Богом. То есть по-латыни этот стих означает: "Дай мне Слово, Которое мое оправдание", то есть можно сказать, что это ветхозаветное ожидание Искупителя. Кстати, в одном месте в нашей литургии часов церковнославянский текст: "Научи мя оправданиям Твоим" переводится на русский как "Животвори меня правдой Твоей", то есть "обнови меня, сделай из меня нового человека".
Еще один важный момент. Можно сказать, что этот псалом содержит в себе все то, что есть в других псалмах, даже многие слова повторяются. Например, 33 стих: "Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих" фактически повторяет строки из 25 (24) псалма: "Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим"; 132 стих: "призри на меня и помилуй меня" напоминает нам о нескольких псалмах: 51 (50): "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей", 56 (55): "Помилуй меня, Боже", 57 (56): "Помилуй меня Боже, помилуй меня". То есть помимо того, что это хвалебный гимн, это еще псалом "на все случаи жизни", и, да, вероятно, он уместен и на отпевании.
Также этот псалом отсылает нас не только к Слову Божьему, но и к Трапезе вокруг Тела и Крови Христа, то есть к Евхаристии (103 стих: "Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим).
Чтобы достойно причаститься, необходима исповедь, а после нее - отсутствие тяжких грехов, и этот псалом напоминает нам и о таинстве покаяния (22 стих: "Сними с меня поношение и посрамление" как просьба отпустить грехи; 66 стих: "Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую" как просьба наставить на путь истины после исповеди; 106 стих: "Я клялся хранить праведные суды Твои и исполню" как обещание больше не грешить).
Хотелось бы сделать еще несколько комментариев к некоторым стихам:
1-2 стихи: "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его", - получаются такие ветхозаветные Заповеди Блаженства, напоминающие о первой и наиглавнейшей заповеди: "Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим";
42 стих: "И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое", - напоминает нам послание апостола Петра, где он говорит об обязанности христианина с кротостью давать каждому ответ о своей вере;
45 стих: "Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих", - высшая свобода - жить по воле Божией, так как Бог дает нам полную свободу, мы Ему ее возвращаем, а Он дает нам ее снова. И это еще значит не зависеть ни от кого и ни от чего в этом мире;
93-94 стихи: "Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня, ибо я взыскал повелений Твоих", - эта же мысль повторяется в Евангелии от Иоанна (6: 68): "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни".
Итак, только Господь - истина, только Он совершен, только Он может спасти нас и дать нам полную свободу и величайшую радость - быть с Ним. "Сладостно пребывать вечно с Тобою", - гласит одно наше песнопение рядового времени.
Лариса Беляева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев