С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ
У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.
К детям средней группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.
Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк и др.), в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, полученных на прогулке в весенний день.
Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, педагог продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память.
Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, педагог использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко — тихо), регистровой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро — медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Педагог предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения со- гласно изменению характера музыки. Педагог учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.
Примером может служить «Игра с бубном» под музыку (М. Красев «Полька»).
Описание игры
Дети становятся в круг. Один ребенок с бубном в руках стоит в середине круга.
Первая часть музыки — ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет, согласуя свои движения с характером музыки.
Вторая часть — дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, проходит позади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. С последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной.
Тот, у кого оказался бубен, идет в круг.
Третья часть — ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши.
Затем игра повторяется сначала с новым водящим.
В хороводах и играх под пение воспитатель учит детей передавать в движении характер мелодии и содержание текста песни — хороводные игры под песни «Васька-кот» (музыка Г. Лобачева), «Ворон» (русская народная мелодия), «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др.
В соответствии с приобретаемыми в средней группе музыкальными умениями воспитатель уделяет главное внимание выработке умения быстро и легко изменять характер своего движения. Дети учатся в соответствии с музыкой легко и быстро переходить со спокойной ходьбы на бег, с сильного энергичного шага — на тихую ходьбу, с бега — на марш, на прыжки. В конце года дети осваивают поскоки с ноги на ногу, в плясках — разнообразные движения: выставление ноги на пятку, поочередное «выбрасывание» ног вперед, шаг на всей ступне, на носочках, приставной шаг.
Педагог учит детей в играх, в плясках, упражнениях в соответствии с разнообразием музыки двигаться врассыпную, в круге, сужать и расширять круг, двигаться небольшими группами, в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руку, перестраиваться при ходьбе, изменять направление.
Приоритетное направление работы с детьми четырех-пяти лет — развитие основных движений. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений: высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, пружинки, приставной шаг и т.д.
К концу года дети должны уметь:
1) воспринимать музыку и точнее согласовывать свои движения с характером музыкальных произведений;
2) изменять движения в связи с изменением темпа, громкости звучания; в играх с пением передавать содержание текста и характер мелодии песни;
3) в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.
Музыкальные игры, пляски и упражнения
В средней группе, так же как и в младшей, основным средством обучения движению является музыкальная игра.
Тематика игр становится более разнообразной. В играх отражается не только то, что дети непосредственно наблюдают в окружающей их жизни, но образы и явления, знакомые детям по рассказам и сказкам (игры «Самолеты», «Зайцы и медведь», «Ворон» и т.д.). Сюжет игры становится более развернутым, а действие — более детализированным, как, например, в играх «Уточка», «Кто у нас хороший?» и др. С детьми средней группы проводятся также музыкальные игры без сюжета, например игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина).
В связи с усложнением музыки (по характеру, средствам выразительности, по форме) усложняется и построение игр. Вводятся игры с разделением детей на группы, исполняющие разные роли (игры «Уточка», «Зайцы и медведи»), игры с элементами соревнования. Все эти игры помогают воспитывать в детях наблюдательность, выдержку, воображение, внимание, память, прививают необходимые навыки поведения в коллективе: честность, умение считаться с интересами сверстников, ответственность за выполнение данного задания.
В средней группе, как и в младшей, дети исполняют пляски по показу и пляски с зафиксированными движениями, самостоятельно используя знакомые движения. Используются пляски более разнообразные по построению (в парах, в кругу, пляски типа «Приглашение» — с постепенным включением в пляску большего числа пляшущих), а также и по музыкальному сопровождению.
Видоизменяется и методика разучивания музыкальных игр и плясок. Учитывая особенности данного возраста, педагог в играх, упражнениях и плясках предоставляет детям возможность самостоятельно выполнить задание, помогая им по мере необходимости показом, объяснением, указанием. Он вырабатывает у детей умения играть и плясать без его участия, самостоятельно повторять знакомые игры и пляски, упражнения.
Обучая детей, педагог использует различные приемы, варьируя их в связи с изменением содержания обучения. Знакомя детей с новыми музыкальными произведениями, с характером, средствами музыкальной выразительности (с громкостью звучания, темпом), с формой данного произведения, педагог привлекает к ним внимание детей при помощи выразительного исполнения произведения и пояснений. Все это происходит в процессе ознакомления с игрой, пляской, упражнением, с их содержанием, построением, игровыми образами.
На занятиях значительное время отводится выразительному показу движений воспитателем или ребенком. Характер пояснений воспитателя должен соответствовать характеру музыки. Так, например, ласково рассказывает он о колыбельной песне, бодро и четко дает указания при объяснении веселой игры.
Обучая двигательным навыкам, воспитатель в большей мере использует упражнения. Эти упражнения бывают направлены на усвоение умений и на разучивание отдельных движений, необходимых для той или иной игры и пляски, для выработки отдельных элементов движений. Воспитатель и здесь использует метод показа, который должен быть четким, выразительным, должен помогать детям правильно выполнять движения, согласовывать их с музыкой. В других случаях дети сначала смотрят, как выполняет движение воспитатель, а затем повторяют это движение самостоятельно.
В процессе работы следует проверить, как усваивается материал занятия: вызвать из группы двух-трех детей и предложить им показать под музыку то или иное движение, упражнение. При этом чаще всего вызываются дети, лучше усвоившие движение. Иногда вместе с ними необходимо вызывать и менее активных детей. Они подтягиваются, активизируются и двигаются лучше. Воспитатель поправляет детей, если это необходимо. Например, если ребенок вяло движется под звуки громкой и быстрой музыки, воспитатель подсказывает ему, чтобы он исполнял движения более энергично.
В зависимости от содержания и построения музыкальной игры видоизменяется и методика. В отдельных случаях педагог рассказывает о содержании игры, затем под музыку показывает движения. В других случаях педагог сначала исполняет музыкальное произведение, обращает внимание на характерные средства музыкальной выразительности, а затем уже раскрывает его содержание.
Разучивание музыкальных игр проходит в несколько этапов. При первоначальном ознакомлении с игрой воспитатель начинает с краткой беседы или рассказа. Иногда он сопровождает свое объяснение показом; в других случаях вместе с детьми включается в игру. Можно в процессе игры дать нужные указания, но предоставить детям возможность проявить большую самостоятельность. В этом случае воспитатель последовательно уточняет и совершенствует исполнение игры детьми.
На каждом занятии при разучивании игры воспитатель ставит перед детьми новые задачи. Разученная игра неоднократно повторяется. Иногда в нее вносятся новые элементы, и она видоизменяется, усложняется; игра может сочетаться с другими играми, плясками, песнями. Например, игра «Самолет» (муз. М. Раухвергера) может начинаться исполнением песни «Самолет» (музыка М. Магиденко) и закачиваться веселой пляской «летчиков».
Приведем примерные образцы последовательного разучивания игр.
Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)
Вот другой пример разучивания игры.
«Зайцы и медведь», «Заинька, попляши» (муз. Н.А. Римского-Корсакова)
«Медведь» (муз. В. Ребикова)
Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)
Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)
Программные умения: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.
1- е занятие. Слушание музыки «Гречаныки». Различать характер музыки запева и припева. Показ движений припева.
2- е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.
3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.
4-е занятие. Точно с музыкой начинать и заканчивать движения. Показ хорошо танцующей пары.
Музыкальный репертуар
Упражнения
1. «Учимся маршировать» — музыка М. Раухвергера; «Марш» Е. Тиличеевой.
2. «Смело идти и прятаться» — музыка И. Беркович «Марш».
3. «Маршировка с флажками» — музыка А. Гречанинова «Марш».
4. «Марш» — музыка Т. Ломовой; «Бег» — музыка Е. Тиличеевой.
5. «Барабанщики» — музыка Э. Парлова «Марш».
6. «Воробушки» (легкий бег).
7. «Дудочка» — музыка Т. Ломовой.
8. «Колыбельная» (фрагмент) — музыка С. Левидова.
9. «Барабанщик» (фрагмент) — музыка Д. Кабалевского.
10. «Упражнение с погремушками» — музыка А. Жилина «Экосез».
11. «Карусель» — музыка: русская народная мелодия «Вдоль улицы во конец...» в обработке М. Раухвергера.
12. «Жуки» — музыка: венгерская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева.
13. «Упражнения с обручами» — музыка: латвийская народная мелодия в обработке А. Донас. Автор Е. Дубянская.
14. «Упражнение с цветами» — музыка А. Жилина «Вальс».
15. «Пружинки» — музыка: русская народная мелодия «Посеяли девки лён...».
16. «Покажите руки!» — музыка: французская народная мелодия в обработке Л. Вишкарёва.
17. «Качание рук с лентами» — музыка: польская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева. Автор С. Руднева.
18. «Попрыгаем!» — музыка: английская народная мелодия «Полли».
19. «Мячики прыгают, мячики покатились...» — музыка М. Сатуллина «Веселые мячики». Автор Ф. Теплицкая.
20. «Упражнение с салютиками» — музыка: литовская народная мелодия.
21. «Лошадка» — музыка Н. Потоловского.
22. «Зайчики» — музыка Т. Ломовой.
23. «Медведь» — музыка В. Ребикова.
24. «Кукла» — музыка М. Старокадомского.
25.«Скачут по дорожке» — музыка А. Филиппенко.
26. «Прогулка» — музыка М. Раухвергера.
27. «Петух» — музыка Т. Ломовой.
28. «Наседка и цыплята» — музыка Т. Ломовой.
29. «Котёнок играет» — музыка Т. Ломовой.
30. «Воробей» — музыка Т. Ломовой.
Танцы и пляски
«Пляска парами» — музыка: латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко.
«Пляска с воспитательницей» — музыка: русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я...» в обработке Т. Попатенко.
«Пляска с погремушками» — музыка: украинская народная мелодия «Катерина» в обработке Г. Теплицкого.
«Танец с платочками» — музыка: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой.
«Танец в двух кругах вокруг ёлки» — музыка В. Курочкина «Ладушки».
«Снежинки» — музыка Т. Ломовой.
«Покажи ладошки!» — музыка: русская народная мелодия; латвийская народная мелодия.
«Пляска парами» — музыка: русская народная мелодия в обработке А. Лядова.
«Приглашение» — музыка: украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого.
«Пляска с ленточками» — музыка: украинская народная мелодия в обработке Р. Рустамова.
«Танец с зонтиками» — музыка В. Костенко, сл. Т. Коломиец.
«Платочек» — музыка: русская народная мелодия в обработке Л. Ревуцкого. Пляска «До свиданья!» — музыка: чешская народная песня.
«Куклы» — музыка: французская народная песня в обработке Ан. Александрова, русский текст И. Мазнина.
«Топ и хлоп» — музыка Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой.
«Дудочка-дуда» — музыка Ю. Слонова, слова народные.
«Пляска Петрушек» — музыка А. Серова из оперы «Рогнеда» (отрывок).
«Пляска парами» — музыка: русская народная песня «Ах ты, береза...».
Музыкальные игры
1. «Весёлые мячики» — М. Сатулина.
2. «Игра в мяч» — М. Красев.
3. «Лётчики», музыка М. Раухвергера.
4. «Самолёты», музыка М. Магиденко.
5. «Курочка и петушок», музыка Г. Фрида.
6. «Жмурки», музыка Ф. Флотова (фрагмент из оперы «Марта»).
7. Игра в «Командиры», музыка — «Марш» М. Робера.
8. «Зайки скачут в свободный домик», музыка Н. Ракова.
9. «Игра Деда Мороза со снежками», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица» (отрывок).
10. «Игра с погремушками», музыка С. Майкапара «Детский танец».
11. «Игра с воздушными шариками», музыка Е. Тиличеевой «Декабрь».
12. Игра «Прятки с платочками», музыка — венгерская народная мелодия в обработке Е. Туманяна.
13. Игра «Ловим бабочек», музыка — «Контрданс №1» Л.Бетховена.
14. Игра «На машине за листьями (цветами)», музыка — «Автомобиль» Л. Шварца, «Листья» Е. Туманяна.
15. «Веселись, детвора!» — эстонская народная песенка в обработке Т. Попатенко, русский текст И. Черницкой.
16. «Медведь и зайцы», музыка В. Ребикова.
17. «Медведь» («Этюд»), музыка К. Черни.
18. «Дед Мороз и дети», музыка И. Кишко, слова М. Ивенсен.
19. «Лошадки в конюшне», музыка М. Раухвергера.
20. «Прогулка с куклами», музыка Т. Ломовой.
21. «Найди себе пару», музыка Т. Ломовой.
22. «Оркестр», музыка — украинская народная мелодия.
23. «Вертушки», музыка — украинская народная мелодия в обработке Я. Степового.
24. «Дождик», музыка Т. Ломовой.
25. «Заинька, выходи!», музыка Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова.
26. «Гуси-лебеди и волк», музыка Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова.
27. «Огородная-хороводная», музыка Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.
28. «Мы на луг ходили», музыка А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской.
29. «Кошка и котята», музыка В. Витлина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
70-е в моде?