Вдохновился на строительство святыни уроженец села Жаргал Дамбаев. Их с младшим братом Евгением Жамсуевым воспитала, мать (Ежи), Дашима Дамбаева. Они происходят из рода Баруун Хуасай.
Исторически берег озера Арахлей является местом почитания божеств водной стихии Лусууд Ханов, что живут глубоко под землёй и делятся на восемь государств. Относиться к ним нужно с осторожностью и почтением, как и к самой воде, которую они защищают. Нередко у Нагов испрашивают счастья и мира для жителей той или иной местности и дождей для обильного урожая. Для этого буддисты проводят ритуал подношения «Лусууд». Для умиротворения божеств и укрепления связи с ними возводится божница «Луван Жалва». В Забайкалье это здание единственное, поэтому является уникальным, поскольку имеет восемь граней по числу царств.
Святыню «Луван Жалва» в годы репрессий и гонений на религию в XX веке, в тайне спрятал и оберегал прадедушка Цыренжаб Очиров (1884 г.р. род Баруун Хуасай) и прабабушка Норжима Санжиева (1889 г.р.) уроженка с. Тасей.
Род Баруун Хуасай многочисленный и дружный. Совместными усилиями его потомкам было решено построить новый просторный дом для Святыни «Луван Жалва». Получив одобрение от хозяев местности и хозяев воды озера Арахлей, началось строительство Божницы на 8 лунный день (бурят-монгольского календаря). Был разработан макет святыни, состоящего из восьмигранного дома и крыши, белого низа и красного верха, олицетворяющее восемь царств водного царства.
Вся консультация по строительству Божницы велась настоятелем Угданского дацана Тумэном Ламой, и Жаргалом Ламой – настоятелем единственного в России дацана, посвященного Лусуудам (Наги ханам водной стихии). В июле 2022 года настоятель Байкальского дацана, преподнес в дар священную книгу «Лусууд». В Агинской буддийской академии отреставрирована сама святыня Бурхан "Луван Жалва". По спецзаказу изготовлена гунгарваа, изготовитель преподнес в дар шкатулку для книги "Лусууд".
Большой стройотряд родственников сутками работал над строительством и убранством молельного домика. Они пилили, шкурили, вырезали и красили деревянные узоры. Украшения также шили самостоятельно из парчи и шелка. Облагораживали территорию. Все было сделано по религиозным канонам.
Главные строители Божницы «Луван Жалва» братья Будаевы Чингиз и Бато из рода Шарайд. Резьбу по дереву производил Цырен Чимитдоржиев из рода Сагаангууд и Содном Дашиевиз рода Дарханов, столяр – художник Тимур Дамбаев и Саян Дамбаев из рода Баруун Хуасай, Баир Хандаев из рода Ахай Шарайд по бабушкиной линии Баруун Хуасай, а также консультант по строительству святыни.
Земляки, выходцы села Арахлей дружно откликнулись на зов о материальной помощи большой семье, чтобы завершить начатое благое дело. Строили святыню внуки и правнуки Цыренжапа Очирова, которые проживают в селе Арахлей, семьи: Хандаевых, Дамбаевых, Цыпыловых, Цыбиковых, Балдановых, Эрдэнеевых, Бадмацыреновых (Санжайжамсуевых).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1