Обстановка с каждым днем осложнялась. Мела пурга, стояли непривычные для наших мест морозы. В. Ливенцов обратился лично к первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Д. Кунаеву с просьбой помочь. Прибывшие в область председатель Верховного Совета КазССР Сабир Билялович Ниязбеков, министр сельского хозяйства Михаил Георгиевич Рогинец, министр автомобильных дорог Ленин Борисович Гончаров убедились, насколько катастрофична обстановка с зимовкой скота и положение чабанов. В такой ситуации решено было подключить военную авиацию. Воинские части выделили десять самолетов-бомбардировщиков, восемь из которых базировались в аэропорту Чимкента, а два — Ташкента. На аэродромы в южные районы доставляли прессованное сено, которое сбрасывали на зимовки. Один самолет мог поднять пять тонн кормов, делая по три-четыре вылета в день. Всего самолетами на отдаленные участки за февраль и март было сброшено около 12 тысяч тонн сена и концкормов.
Итог тяжелой зимы оказался печальным: из 4,5 миллиона овец погибли почти один миллион 100 тысяч голов. Экономика области по этой причине должна была «просесть»: в год она поставляла государству 600-650 тысяч штук каракульских смушек.
Почти полностью погибли сайгаки, дикие кабаны, обитавшие в пойме Сырдарьи, а также зимовавшие там птицы.
На бюро ЦК Компартии Казахстана В. Ливенцову «за допущение большого падежа поголовья скота» был объявлен выговор, который сняли через год. Весной 1969 года в области на 50 процентов сократили забой каракульских ягнят на смушки. Это позволило уже к осени увеличить поголовье на 300 тысяч голов. Чтобы обезопасить поголовье на будущее, только за один год построили 700 овчарен и более тысячи жилых домов для животноводов.
Но произошедшее зимой получило продолжение весной, когда началось таяние снегов. Вся территория от Темирлановки до Туркестана протяженностью сто километров оказалась под водой. Из-за разрушения железнодорожного полотна прекратилось сообщение по маршрутам Москва-Ташкент, Арысь-Алма-Ата. В некоторых местах вода размыла берега Арысь-Туркестанского канала, построенные овчарни унесло мощными потоками воды, а вместе с ними и десять тысяч овец. Пострадало село Шаульдер. У руководителей хозяйств в эти месяцы добавилось седины.
Но наибольшую тревогу вызывало самое крупное в области Чардаринское водохранилище. Приток воды в него достигал 5200 кубометров в секунду, выпустить через гидросооружения можно было только 4200 кубов. Вскоре заполнение чаши превысило проектную мощность и достигло свыше 6 миллиардов кубометров. Надвигалась катастрофа. В Чимкент прилетел Евгений Евгеньевич Алексеевский, министр мелиорации и водного хозяйства СССР, тот самый, который участвовал в перекрытии Сырдарьи, строительстве Чардаринского водохранилища и хорошо знал ирригационные возможности гидросооружений. Обсудив со специалистами ситуацию, он решил начать сброс воды в Арнасайскую впадину, который продолжался два дня. Через несколько дней такая же ситуация сложилась и на Бугуньском водохранилище. Не дожидаясь катастрофы, здесь еще до таяния снегов начали сброс воды. Но вода все пребывала. Работники треста «Главриссовхозстрой» оперативно прорыли берег водохранилища и выпустили воду в степь. Однако спасти центральную усадьбу совхоза «Дармино» не удалось.
С зимы 1969 года область несколько раз переживала весеннюю паводковую ситуацию, не стараясь найти выход из положения, пока наконец не остановилась по поручению Главы государства на строительстве Коксарайского антипаводкового контррегулятора с объемом в три миллиарда кубометров, который в критические моменты выполняет также роль катастрофического сброса. Возведение этого объекта спасает населенные пункты от паводковых вод.
Урок из зимы 1969 года, хоть и с опозданием, но был сделан.
Людмила Ковалева
Историческая справка
Правильно — жұт (пожиратель). Массовый падёж скота, вызванный обледенением пастбищ или обильным снегопадом, затрудняющим выпас скота в Казахстане.
При кочевом хозяйствовании приводил к гибели до трети поголовья. Гибли в первую очередь молодые и ослабевшие животные. Единственным спасением была откочевка в другую местность. Джут мог возникнуть вследствие длительного и обильного снегопада, когда глубина выпавшего снега мешала овцам достать траву и они голодали. Нередко джут становился следствием дождя, который мог смениться резким похолоданием. В результате корка льда покрывала толстым слоем поверхность снега. Животные не могли пробить копытами слой льда и добраться до сохранявшегося под снегом слоя прошлогодней травы. Тогда гибли даже лошади, ноги которых покрывались ранами от острого льда.
Как проклинали они судьбу за то, что, лишив их скота, джут не унес и их самих, а обрек на медленную голодную смерть. Такие джуты уносили и тысячи человеческих жизней… Мог ли человек чувствовать себя властелином природы?»
(Б. Федорович, «Лик пустыни»)
Казахи выделяли большие и малые джуты, которые случаются с разной периодичностью. Так, большие (великие) джуты, как правило, приходятся на год зайца по животному календарю. Особенно губительны были джуты через каждые 36 лет. Именно их называли «улькун-джут» (великий джут). В такие годы гибло до 60 процентов лошадей, половина поголовья овец и верблюдов, практически все поголовье коз. Почти наполовину вымирали многие кочевья. В истории известно несколько таких джутов: «Ұлы қоян» – (великий заяц) 1879 года и «Кіші қоян» – (малый заяц) 1891 года. Такими же голодными были 1903, 1927, 1963-64, 1969 годы.
Ограничение кочевий как следствие политики Российской империи в конце XIX века и завершившееся принудительным прикреплением казахских кочевых аулов к определенной местности и коллективизацией при СССР в XX веке внесло дополнительный драматизм в природные катастрофы.
Игорь Лунин
Комментарии 19